Срок службы аккумулятора автомобиля — что влияет и как продлить.

Автомобильный аккумулятор, как и другие узлы и комплектующие, со временем теряет работоспособность и требует замены. Естественно, каждый владелец авто заинтересован в том, чтобы срок эксплуатации АКБ был максимально возможным. Чтобы добиться этого, следует знать о причинах ухудшения состояния батареи и способах продления ее жизни.

Казалось бы, заложенные в конструкции свинцово-кислотной АБ принципы позволяют эксплуатировать ее в течение многих лет. Действительно, обменные процессы и химические реакции, протекающие в цикле разряд-заряд, теоретически, по его окончании, приводят к восстановлению первоначального состояния активной массы и концентрации электролита. Однако на практике, срок службы современного аккумулятора составляет 3-5 лет. На такое его сокращение влияет совокупность факторов.

Основные явления, сокращающие срок эксплуатации АКБ.

Наиболее опасными для АКБ принято считать 3 явления:

  • Короткое замыкание;
  • Сульфатацию;
  • Коррозию.

Короткое замыкание.

Короткое замыкание всегда означает полный выход аккумулятора из строя. Даже в обслуживаемых батареях замена банки – процесс непростой, в необслуживаемых выполнить такую операцию собственными силами невозможно.

Наиболее частыми причинами такой аварийной ситуации становятся механическое нарушение целостности сепаратора между разнополярными электродами и образование проводящих перемычек.

Первое может возникнуть вследствие нарушения геометрии пластин, например, при замерзании электролита, которое приводит к их механической деформации.

В образовании перемычек виноваты появляющиеся в емкостях проводящие осадки. Примером могут служить частицы обмазки пластин, осыпавшиеся при сильных вибрациях.

Для противодействия таким явлениям производители совершенствуют конструкции пластин, технологии осаждения активной массы и ее состав (например, за счет использования в качестве легирующих материалов кальция, сурьмы, серебра, селена и пр.).

Сульфатация.

Явление вызвано образованием сульфата свинца в результате химической реакции вещества активной массы с содержащейся в электролите серной кислотой и его кристаллизацией.

Процесс для свинцовых АКБ считается естественным. Его интенсивность возрастает при разряде батареи, причем чем он глубже тем больше масса сернокислого свинца. При длительном пребывании АБ находится в разряженном состоянии количество и размеры кристаллов увеличиваются.

При зарядке происходит обратная химическая реакция. Однако, чем крупнее кристаллы сульфата, тем труднее проихолит процесс их разложения.

В результате налет на пластинах накапливается, что приводит к снижению емкости батареи.

Коррозия.

Учитывая условия, процесс постепенного коррозионного разрушения материала пластин и соединений также можно считать естественным и неизбежным. Исключить его невозможно, но для замедления широко используется легирование пластин.

Сульфатация и коррозия являются причинами потери работоспособности почти 90% автомобильных аккумуляторов.

Влияние на срок службы технологий и качества изготовления АКБ.

Прогрессивные технологии, современные материалы и контроль качества на производстве действительно могут значительно увеличить срок службы батарей.

Известные качеством продукции бренды предлагают продукцию, для которой срок службы 5-7 лет вполне реален. Чаще всего, это необслуживаемые аккумуляторы с гарантийным сроком 2-4 года.

В большом количестве на рынке присутствуют батареи, которые служат до 3-х лет. Качество их изготовления уступает лучшим образцам, да и гарантию их производители дают не более чем на 6-2 месяцев.

Различаются они не только технологиями и материалами. Соответствующую разницу модно увидеть и в ценах. Но стремление сэкономить нередко оборачивается большими затратами в дальнейшем.

Кроме качества и технологий на срок службы аккумулятора оказывают влияние множество других факторов:

  • Конструкция и исполнение;
  • Температура;
  • Состояние электрооборудования автомобиля;
  • Режим движения;
  • Фиксация батареи на посадочном месте и др.

Исполнение и конструкция.

Приобретение обсуживаемой АКБ дает автомобилисту возможность точнее контролировать состояние и свободу действий при обслуживании. Пи этом требуется строгое соблюдение правил и регламентов – упущенный владельцем момент для добавления электролита или коррекции его плотности может обернуться полным выходом батареи из строя.

В этом отношении необслуживаемый аккумулятор проще и надежнее, что отражается и на длительности эксплуатации.

Температура.

Отклонения в температурных режимах как в строну низких, так и в сторону высоких температур негативно влияют на состояние АКБ.

При низких температурах снижается емкость батареи, возрастают токовые нагрузки при пуске холодного (с загустевшей смазкой) двигателя. Это приводит к быстрому разряду и неполному заряду от генератора и возрастанию интенсивности сульфатации. Кроме потери подвижности ионов существует риск (при сильных морозах) частичного или полного замерзания электролита и коробления или повреждения пластин.

В летний период, при высоких температурах под капотом процессы кристаллизации сульфатов идут быстрее. Кроме того, при возрастании температуры интенсивнее развивается коррозия. Вместе с тем, заметить негативные моменты становится сложнее – даже при просадке заряда на 50% АБ вполне справляется с пуском силового агрегата.

Состояние электрооборудования.

Для эксплуатации аккумулятора особенно важны:

  • Состояние генератора. При работе в номинальном режиме поддерживается нормальный уровень заряда АБ, требуется периодический (в зависимости от сезона) дозаряд от внешнего ЗУ. При проблемах с генератором возможен глубокий разряд, ускоренная сульфатация и уменьшение срока службы аккумулятора.
  • Работа реле регулятора. Исправное состояние гарантирует отсутствие перезаряда, что позволяет рассчитывать на длительную службу батареи.

Заряд при повышенном напряжении представляет опасность не меньшую, чем глубокий разряд. В процессе происходит активный электролиз воды с выделением водорода и кислорода. В результате снижается уровень электролита (не полностью покрытые пластины усилен корродируют и выходят из строя) и повышается его плотность.

Не менее важно и стояние остального оборудования и проводки. Появление токов утечки, подключение потребителей, работающих в моменты, когда заряд не происходит (например, сигнализаций и магнитол) пвышает вероятность глубокого разряда и сокращения срока жизни АБ.

Режим движения.

Эксплуатация автомобиля в городском цикле снижает длительность эксплуатации АКБ. Запуск двигателя для кроткой поездки – самый тяжелый режим. За счет больших пусковых токов батарея разряжается, а за время поездки генератор не успевает восстановить заряд. В перспективе подобные недозаряды приводят к глубокому разряду и ускоренной сульфатации.

Крепление аккумулятора.

Надежная фиксация АБ на посадочном месте убережет от сдвигов при выполнении маневров и снизит вибрационные механические нагрузки. Это исключает возможность внешнего короткого замыкания и существенно снижает вероятность внутреннего.

Как продлить срок эксплуатации автомобильного аккумулятора?

Значительную роль для длительной работы батареи играет профилактика. Она подразумевает комплекс мер, поддерживающих АКБ в оптимальном состоянии:

  • Контроль плотности электролита. В умеренном климате плотность при полной зарядке показатель составляет 1.27 г/куб.см (с отклонение 0.01 г/куб.см). Для северных районов допускается плотность до 1,3 г/куб.см.
  • Проверка уровня электролита. Оптимальный вариант – уровень выше поверхности электродов на 10-15 мм. При его снижении доливают дистиллированную воду!
  • Периодическая зарядка от внешнего зарядного устройства. Производят с частотой 1 раз в несколько (2─4) месяцев, или при разряде батареи на 50% летом или 25% зимой.
  • Хранение АКБ пи длительных перерывах в эксплуатации авто. Рекомендуется, как минимум, отключить бортовую сеть (снять клеммы), а в лучшем варианте – зарядить и хранить аккумулятор в специальных условиях.
  • Контроль стояния бортовой сети. При работающем двигателе и включенных потребителях следует измерить напряжение на клеммах АБ. Значение в пределах 13.5─14.5 В говорит о нормальной работе генератора. Следует измерять ток утечки, величина которого в норме не превышает 75─200 мА;

Видео в помощь.

 Продлить жизнь батареи помогут и такие советы из практики автомобилистов:

  • Избегать использования разряженного аккумулятора (предельный уровень разряда не более 50% летом и 25% зимой);
  • В холодный период после остановки не выключать двигатель 5-10 минут, чтобы дозарядить АБ;
  • Перед пуском при низких температурах на 20-30 с включить фары, чтобы прогреть электролит;
  • Максимально облегчать пусковой режим двигателя, например, выжимая педаль сцепления при включении стартера;
  • Не перегружать АКБ пусковыми токами — 4-5 с работы стартера достаточно для запуска силового агрегата. Делать более 4-х попыток также не рекомендуется.
  • Осматривать и очищать корпус и клеммы аккумулятора.

Видео с рекомендациями специалиста.

Рекомендую прочитать:

Стартер.
Что такое Резонатор глушителя?
Самоблокирующийся дифференциал: описание, принцип работы, плюсы и минусы.
Справка о ДТП - назначение, образец бланка, отличия 154 и 748 форм, правила выдачи.

Дата последнего обновления: 26 Декабрь 2017.   Комментарии: 7.    Размещено в Автоазбука

К записи оставлено 7 коммент.

Сложно сказать, раз на раз не приходится и от брэнда это мало зависит. У меня аккумулятор (не помню названия) стоявший на машине с момента ее покупки проработал более 5 лет, а у знаменитой Варты начались проблемы с холодным запуском менее чем через 3 года, пришлось поменять от греха подальше. Сейчас эксплуатирую Тюмень-Премиум, посмотрим, надолго ли его хватит.

От производителя тоже зависит срок жизни аккумулятора, ведь не зря, и гарантия у них разная. Но сегодня сильно сокращают их срок службы современные машины! Раньше на всех наших вазах, волгах и москвичах была предусмотрительно установлена масса и мы на ночь ее добросовестно отключали вот и машины меньше горели и аккумы ходили по 7 лет. А на нынешних машинах – сигнализации, компьютеры, часы, радио и батарее отдыха нету. Вот и выходит, что за комфорт мы платим дополнительно.

Мой автомобильный аккумулятор работает уже 11-й год. Марка аккумулятора Ford. Автомобиль Форд Фокус-2 куплен в автосалоне 2006 году. Аккумулятор из моторного отсека не разу не вытаскивалось по сегодняшний день. Авто эксплуатируется круглый год в городе. Не думайте, это не реклама, я сам удивлен живучести родного аккумулятора автомобиля. Авто Российской сборки г. Всеволожск, Ленинградской области.

Зависит от эксплуатации аккумулятора, и технических параметров автомобиля. Из личного опыта, пропадал заряд на АКБ на следующее утро. А проблема заключалась в регуляторе напряжения. Так же могут и щётки накрыться. Сейчас поставил АКБ Bosh, и уже второй год работает, да и проводку поменял, старая оказалась побитая с кислыми контактами. А вот о том, что летом влияет, как-то не думал, теперь буду проверять периодически.

Пол года назад купил машину у знакомой женщины. Недавно спросил, сколько аккумулятору, а то по утрам стал плохо заводиться. Сказала, что он новый — ему всего 3 года))) Видимо, для женщины 3 года это мало. Аккумулятор хорошего качества, фирмы Bosh, взял домой, подзарядил, уже 3 дня машина заводится с полуоборота. Надеюсь, еще хотя бы до весны на нем поездить. А за советы спасибо, много я и не знал хоть и за рулем уже лет 15.

Вот уже как третий год езжу на INCI AKU, 55-ка. Доволен, но до этого на первой машине добил за 2 года аккум из-за ошибок новичка.

Аккумулятор INCI одну зиму использовался активно, вторую простаивал дома. Мой первый «жизненный» авто совет — в лютые морозы снимать аккум на ночь, на морозе он быстро приходит в негодность. Иногда после -15-20 ночью разряжался в ноль.
Второй — правильное обслуживание, заряжать периодически после большой нагрузки (1-3 раза в год), подливать дестилировки.
Третий — не «насилуйте» свой аккум. Лучше постоять лишние пару минут на холостом, чем глохнуть-заводиться очень часто.

Использую свой не обслуживаемый аккумулятор фирмы AFA Plus уже пять лет. Два раза в год весной и осенью заряжаю батарею с помощью внешнего зарядного устройства. Первые два года никаких проблем не было, а вот после трех лет использования аккумулятор, после заряда внешним зарядным устройством, показал заряд всего 55%. Решил произвести десульфатацию и приобрел на одном из сайтов специальный прибор. Принцип его работы: с помощью высокочастотных импульсов, снимать слой свинца с пластин АБ. Эту процедуру делал в течении 10 дней, на ночь снимая аккумулятор с авто. В результате после заряда внешним зарядным устройством, АБ показал заряд 84%. Теперь выполняю этот процесс ежегодно.

Оставить комментарий или два

Autoepohc