Наука не стоит на месте: с каждым днем во всех сферах человеческой жизни технологии становятся все более инновационными, а продукты/товары – все более совершенными. Автомобильный мир не исключение: в нем уже есть и автомобили-гибриды, и беспилотные машины, и практически совершенные детали для классических авто, к которым можно с уверенностью отнести гелевый аккумулятор (GEL АКБ).

От обычных батарей GEL отличаются тем, что вместо жидкого электролита там находится специальный гель, он-то и делает их практически неуязвимыми, конечно, лишь в том случае, если владелец знает, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, если нет – покупку такого рода устройства можно назвать пустой тратой денег.

Сейчас обо всем подробнее.
Contents
Особенности гелевых АКБ, о которых нужно знать.
- Батареи с гелем, как и их кислотные «собратья», состоят из 6 заполненных свинцовыми пластинами отсеков (изолированных банок), каждый из которых выдает порядка 2,1 В, следовательно, общее напряжение составляет 12,6-12,7 В.
- Свинец в пластинах применяется не простой, а очищенный (с меньшим сопротивлением), поэтому такие элементы намного быстрее заряжаются и разряжаются.
- В связи с тем, что вместо жидкой кислоты, внутри отсеков находится гелеобразная масса пластины не замыкает (гель выступает диэлектриком) и они не поддаются глубоким разрядам (на заводе гель заливается внутрь жидким и только потом загустевает, поэтому он полностью обволакивает пластины, противостоя их осыпанию).
- Риск выкипания (выливания) электролита исключен: внутри герметичного корпуса находится своя атмосфера, которая не изменяется ни при переворачивании, ни при работе в заданных производителем условиях.
- Гелевый накопитель «не замерзает» – нижняя граница температуры окружающей среды для его нормальной работы составляет -50 градусов. Кроме того, срок его службы в 3-4 раза превышает срок службы кислотных аналогов.
- Недостатков у GEL устройства всего 2: высокая стоимость и высокие требования к вольтажу – если превысить порог, оно «умрет» за считанные часы, без возможности «реанимации».
Основные требования.
Как уже отмечалось ранее, в связи с тем, что внутри рассматриваемых устройств находится гель – твердое, упругое вещество, чем-то напоминающее резину, только белого цвета – он требует соблюдения определенных требований по температуре и вольтажу, в противном случае он может начать плавится и потерять (полностью или частично) все свои полезные физические свойства либо, наоборот, замерзнуть – стать крохким, ломким и просто рассыпаться.

К этим требованиям относятся:
- напряжение в 14,5-15 В – превышение данного показателя даже на десятые доли В запускает необратимые разрушительные процессы внутри банок;
- ток в пределах 10%-30% от емкости – как и в свинцовых моделях.
Зарядка (инструкция).
Батареи с гелем внутри считаются необслуживаемыми, однако на деле они требуют периодической подзарядки. Частота проведения такой подзарядки напрямую определяется сроком эксплуатации АКБ на авто (новые GEL аккумуляторы подзаряжают, как правило, раз в год, хорошо послужившие – раз в полгода). Осуществляется же данная процедура специальным зарядным устройством. Оно, к слову, есть далеко не на каждом СТО, причина – малая востребованность и очень высокая цена, поэтому большинство автомобилистов предпочитают не тратить время и деньги зря, а заряжать гелевый аккумулятор в домашних условиях простым зарядным.

Тем более сделать это по силам каждому, главное, чтобы в этом простом зарядном можно было в ручном режиме настроить силу тока и напряжение.
- Подсоедините, соблюдая полярность, зажимы зарядного устройства к клеммам.
- Включите «зарядник» в сеть.
- Выставьте на зарядном устройстве вольтаж чуть ниже того, что является критическим для АКБ. Данное значение всегда указывается производителем батареи и составляет примерно 14 В +/- 0,4 В.
- Установите силу тока. Оптимальным принято считать значение равное 10% от номинальной емкости заряжаемого аппарата, но не более 30%. (Пример: для батарейки емкостью 60 Ач сила тока заряда должна составлять 6 А).
- Задайте или засеките время заряди. Для его определения разделите емкость автобатареи на выставленную силу тока. Например, емкость батареи все те же 60 Ач, а силу тока выставили равной 5 А, в таком случае время зарядки будет составлять 60/5=12 часов.
- Периодически проверяйте параметры силы тока и напряжения, чтобы те случайно не сбились.
- По окончанию зарядки отключите приборы от сети и только потом выполните их разъединение.
Внимание!
Никогда не прерывайте зарядку рассматриваемых аккумуляторов преждевременно, поскольку они обладают так называемым «эффектом памяти»: остановившись в этот раз на 75%, в следующий раз выше этого порога емкости АКБ зарядиться не сможет. Недополученные 25% будут потеряны навсегда без возможности восстановится.
Ожидающий режим использования.
Одной из особенностей батарей с гелем внутри можно назвать ожидающий режим использования (Standby USE), в течении которого они могут храниться без подзарядки годами, точнее зарядка им все же нужна, но всего лишь 1 раз в год и, главное, при определенном значении напряжения – указывается на корпусе АКБ и, как правило, составляет 13,5-13,8 В.
Вывод, стоит ли игра свеч.
Из всего вышесказанного очевидно, что гелевые аккумуляторы – весьма капризные в плане напряжения и тока устройства, хотя однозначно более долговечные и надежные нежели свинцовые, поэтому их применение более чем оправдано, но лишь в тех случаях, когда их цена не превышает 1/3 стоимости авто, на которое они устанавливаются, и реле-регулятор генератора в машине работает исправно либо в автомобиле есть (или будут приобретены) специальные клеммы в которых установлены свои реле-регуляторы.
Что касается вопроса, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, то в нем нет ничего сложно:
- если зарядка осуществляется дома, заряжать АКБ следует напряжением не выше 15 В, а лучше 14-14,4 В и током в пределах 10%-30% емкости батареи;
- если зарядка проводится в машине, то стандартного генератора будет более чем достаточно, главное, чтобы реле не пустило перезаряд, защитить от которого могут лишь специальные клеммы с реле-регулятором.
Отзывы автовладельцев.
Сергей:
«Кто бы что не говорил, но пока гелевые аккумуляторы не для России. Купил себе пару лет назад с надеждой на долгий срок службы, но увы… первые морозы, и машина не заводится… очень разочарован».
Андрей:
«Купил себе GEL год назад по рекомендации продавца в магазине автозапчастей. Практически год я ни на минуту не жалел о сделанной покупке, стоит сказать, не дешевой. Но долго радоваться не пришлось, пару недель назад батарейка умерла без всяких намеков на усталость. Я в шоке! Пытался завести авто, даже реле не срабатывает (напряжение показывает 1,28 В). Принес домой, показания возросли до 12,74 В. Подключил специальное зарядное устройство, в результате получил всего 12,86 В, но буквально 3 минуты работы фарной лампы и напряжение падает до 2 В. По гарантии АКБ сдать не могу, покупал очень далеко от дома, поэтому прежде, чем выбросить на помойку решил вскрыть и посмотреть, что же случилось. Оказалось, что от рулона пластин отвалилась плюсовая клемма, а соединялась с ним только за счет коррозии, в месте заливки в клемму электроды истощились практически полностью. То ли мне так повезло (покупал, кстати, Оптима 38 Ач), то ли их все так делают, но очень обидно, что платишь втридорога, а получаешь качество как у самого дешевого «китайца»».
Владимир:
«Хотел бы выступить в защиту данного вида устройств, так как являлся счастливым обладателем их представителя целых 5 лет. Приобрел себе гелевый аппарат по совету знакомого электрика, который рекомендовал именно этот вид по причине наличия в моей машине большого числа электропотребителей (ксенон, сигнализация, 2 крысоотпугивателя, саб и усилитель, конденсатор и др.) и вот что я могу вам сказать: заводился легко и в -35, и после прикуривания, заряда от работы двигателя в 1,5 часа хватало на неделю…в общем, сказать, что этот аккумулятор хорош – ничего не сказать, а если у кого-то что-то там быстро ломалось, то не на батарею надо грешить, а нужно лезть и проверять электрику авто. Если с машиной все в порядке – надежнее агрегата вам просто не найти, я лично на другие теперь даже не смотрю, лучше 1 раз переплатить, чем мучиться с вечными подзарядками, особенно зимой».
