Как правильно перестраиваться из ряда в ряд?

Сегодня, особенно в головокружительном ритме большого города, автомобиль действительно стал обычным средством передвижения, позволяющим значительно экономить время и силы. Его используют для деловых поездок или перемещений на дальние расстояния, на машине проделывает ежедневный путь на работу и с работы и даже отправляются в магазин, парикмахерскую, прачечную. На каждом маршруте автомобилист выполняет десятки маневров. Одним из наиболее частых является перестроение.

перестроение из ряда в ряд

Статистика, приводимая службами безопасности дорожного движения, говорит, что перестроение относится к наиболее сложным и опасным маневрам (уступает по показателям исключительно обгону по встречной полосе), а по частоте ДТП намного превосходит большинство других. Такие аварии часто не приводят к тяжелым последствиям, но чтобы избежать травм и дорогостоящих ремонтов, необходимо знать, как правильно и безопасно перестраиваться в различных ситуациях. Особенно необходимы твердые знания новичку, не обладающему достаточным опытом вождения в сложной дорожной обстановке.

Contents

ПДД о перестроении.

Все действия водителя в любых ситуациях регламентируется действующими правилами дорожного движения. Не исключение и перестроение.

ПДД рассматривает перестроение как изменение полосы движения без смены его направления. Возникнуть необходимость его выполнения может в различных случаях:

  • уменьшение количества полос движения;
  • наличие препятствия, неподвижного (стоящего автомобиля, места аварии) или движущегося (например, транспортного средства, скорость которого минимальна);
  • необходимость изменения скорости движения в потоке, связанная с переходом на более скоростную полосу и т.д.

В любом случае правила предписывают водителю выполнять определенную последовательность действий. Регламентируют их пункты 8.1, 8.4 ПДД.

П. 8.1 говорит о том, что необходимо предпринимать перед и во время маневрирования. Согласно ему, главное, на чем должно быть сосредоточено внимание водителей:

  • информировать участников о намерении выполнить маневр — подать сигналы указателями поворотов или другими способами, например, рукой.
  • обеспечить безопасность движения;
  • не создавать помех другим его участникам.

П.8.4 указывает приоритет, который имеют транспортные средства, становящиеся участниками ситуации при маневрировании.

  • любой автомобиль, движущийся по своей полосе без изменения направления движения, владеет преимуществом перед перестраивающимся авто;
  • при одновременном выполнении маневра приоритетное право принадлежит транспортному средству, находящемуся справа.

обоюдное перестроение

Фактически, используя эти 2 пункта можно рассматривать все ситуации, возникающие при перестроении.

Выполнение перестроения в конкретной дорожной остановке.

Чтобы перестроиться и не создавать аварийную ситуацию, водителю приходится учитывать реальную дорожную обстановку. В каждом случае маневр имеет определенные особенности.

Перестроение слева в правую полосу.

Такое маневрирование – наиболее понятный случай, не допускающий разночтений. Согласно п. 8.4 ПДД перед выполняющим такое действие пользуются преимуществом все транспортные средства – движущиеся по своей полосе и начавшие перестроение одновременно.

слева в правую полосу

Соответственно, водитель обязан включить указатель правого поворота, пропустить все ТС, только после этого завершить маневр, заняв свободное пространство в правом ряду.

Перестроение в левый ряд справа.

Ситуация в этом случае не так однозначна. Уступить водитель обязан тем, кто осуществляет движение, не меняя ряда. Перед участниками, перестраивающимися вправо, он имеет преимущество, и, соответственно, право закончить маневр первым.

в левый ряд справа

Теоретически выглядит достаточно просто, на практике следует рассматривать множество факторов.

  • Подавать сигнал, информирующий о маневрировании следует, когда появилось намерение перестроиться, а не в момент начала активных действий. Раннее предупреждение позволит другим участникам заблаговременно получить информацию о потенциальном изменении обстановки, подготовиться к нему, обдумать и предпринять собственные ответные действия (например, освободить пространство для перестраивающегося авто).
  • Прежде всего, требуется контролировать обстановку перед автомобилем. Нередки случаи, когда водитель концентрирует внимание на происходящем в соседнем ряду, упуская из виду находящееся по ходу движения препятствие или впереди идущий автомобиль. Ожидание подходящего момента для маневра может затянуться, в таком случае расстояние до препятствия сократится до критической величины (особенно опасно, если идущее впереди транспортное средство начнет притормаживать), что чревато аварийной ситуацией.
  • Глядя в зеркало заднего вида и боковые зеркала необходимо оценивать не только наличие свободного места в соседнем ряду, которое водитель намеревается занять, но и скорость движущихся в нем автомобилей, поведение участников ситуации.

Вариантов развития событий может быть несколько.

  • Перестроение на пустую полосу. Самый простой и безопасный маневр. После включения поворотника и оценки обстановки впереди, доворачивается руль, занимается пространство в соседнем ряду без снижения скорости.
  • Автомобиль сзади в соседнем ряду движется с аналогичной скоростью, а свободного места на полосе достаточно для завершения маневра. Ситуация дает возможность перестроиться без снижения скорости.
  • Скорость идущего сзади в нужном ряду авто ненамного превышает скорость намерившегося перестраиваться, а впереди достаточно свободного пространства. При перестроении рекомендуется несколько ускориться и после этого занять место на нужной полосе.
  • Аналогичная ситуация, но скорость идущего сзади транспортного средства значительно превышает скорость выполняющего маневр. В этом случае стоит пропустить автомобиль и перестраиваться в свободное пространство позади него. Возможно также некоторое снижение скорости перед маневром, чтобы автомобиль в соседнем ряду ушел вперед быстрее.

Все эти варианты хороши при относительно свободной дороге. Маневр в плотном потоке или в пробке выполнить значительно сложнее. Здесь успех зависит от действий водителя, собирающегося его выполнить, намерения других участников движения этому способствовать, например, обеспечить свободное пространство в своем ряду. Соответственно, необходимо особенно внимательно контролировать их поведение. Первостепенную важность играет своевременная подача сигналов. Поскольку мигающий указатель поворотов в такой обстановке говорит о возможном усложнении ситуации, водители, как правило, реагируют адекватно и стараются оказать помощь коллеге.

Несколько практических советов.

  • Несмотря на сложность перестроения, особенно в напряженной дорожной обстановке, выполнять маневр нужно уверенно – страх на дороге вреден, неуверенность и метания значительно усложнят ситуацию, сделают ее опаснее.
  • Вписываться в соседний ряд транспортных средств следует под острым углом – за счет этого упрощается поддержание скорости и безопасной дистанции.
  • Перед перестроением рекомендуется набрать скорость, с которой осуществляется движение в нужном ряду.
  • На своей полосе следует двигаться как можно правее (ближе к разделительной линии разметки или краю дороги). Этим освобождается дополнительное пространство для выполнения маневров самим водителем и другими участниками движения.

Следует помнить, что в ситуации, когда автомобили занимают несколько рядов, число которых больше количества полос (ситуация в мегаполисах, особенно в пробках – не редкость), транспортные средства, движущиеся над разделительной линией разметки рассматриваются (в случае ДТП) как перестраивающиеся, что влечет соответствующую оценку действий водителей.

Видео уроки от автоинструктора.

Ссылка на основную публикацию