Как правильно настроить зеркала в машине?

Зеркала – важная составляющая систем безопасности автомобиля. Они обеспечивают водителю обзор задней полусферы пространства вкруг машины, позволяют контролировать дорожную обстановку. Это необходимо для безопасного совершения маневров различной сложности: обгона, перестроения между полосами, объезда препятствий, парковки, других действий, связанных с движением задним ходом.

Виды автомобильных зеркал.

Современные модели оборудования различаются:

  • конструкцией оптической части (плоские, сферические, асферические);
  • размерами;
  • углом обзора;
  • комплектацией, например, наличием электропривода дистанционной регулировки, устройств, предотвращающих обмерзание;
  • назначением.

Последнее неразрывно связано с местом установки, позволяет выделить 2 основных вида:

  1. Внутренние (салонные). Установку производят внутри салона автомобиля. В традиционном исполнении обеспечивают визуальный контроль пространства непосредственно за автомобилем.
  2. Наружные (боковые). Монтируются на кузове, постоянно остаются в поле находящихся на передних сидениях. Позволяют вести наблюдение за пространством сзади-сбоку машины. Автомобили комплектуются парой наружных боковых зеркал, установленных с левой и правой сторон. В машинах с правосторонним расположением органов рулевого управления нередко устанавливают дополнительное наружное зеркало на капоте или крыле (слева).

Чем опасны «слепые» («мертвые») зоны?

Участки, выпавшие из зон уверенного визуального контроля, называют «слепыми» («мертвыми») зонами. Максимальную опасность представляют слепые зоны сбоку автомобиля – движущееся по соседней полосе транспортное средство выходит из пространства, контролируемого зеркалами заднего вида, но попадает в поле зрения водителя с задержкой. Выполнение маневров, когда в боковой мертвой зоне находится ТС, стало главной причиной подавляющего большинства «попутных» аварий.

Неприятности приносят слепые зоны сзади авто. Наличие неконтролируемого пространства существенно усложняет парковку, становится причиной столкновений, наездов на препятствия, травмирования людей при движении назад. ПДД трактуют события однозначно – виновником ДТП признается выполнявший маневр водитель.

Улучшения качества обзора, уменьшения «мертвых» зон добиваются различными методами.

Улучшение обзора тыльной полусферы.

Производители автомобильного оборудования предлагают несколько решений, позволяющих водителю получить детальную картину происходящего сзади и сбоку автомобиля.

Панорамное зеркало.

Такие модели заменяют традиционное центральное зеркало заднего вида. Основные особенности конструкции — использование сферического оптического элемента (значительно превосходящего по оптическим свойствам плоский классический вариант), увеличенная длина. Благодаря такому решению значительно расширяется угол обзора (достигает 160 градусов).

К недостаткам относят искажение оптикой расстояний. Проблема становится особенно заметна с ростом неравномерности кривизны (возможен эффект двойного отражения, дезориентация водителя, неправильная оценка дорожной обстановки).

Требуется индивидуальный подбор для конкретной модели авто.

Зеркало-монитор.

Устройство совмещает функции зеркала и ЖК-дисплея, отображающего информацию видеокамер заднего вида, камер кругового обзора, парковочных датчиков.

Использование оборудования удобно благодаря:

  • высокой детализации картинки, обусловленной разрешающей способностью камер (современные модели поддерживают форматы Full HD) и размерами экрана (выпускаются максимум 9’’);
  • выводу дополнительной информации, например, расстояния до препятствий (соседних автомобилей), габаритов ТС;
  • отображению на экране подсказок водителю.

Серьезным недостатком является задержка получения реальной картины, связанная с конечной скоростью обработки данных.

Новинки оборудования не стали привычными для большинства автомобилистов. Основным способом обеспечить безопасность использующих традиционный набор зеркал водителей остаётся правильная регулировка.

Как отрегулировать зеркала заднего вида — инструкция.

Настройка осуществляется водителем «под себя». Предварительно необходимо отрегулировать водительское сиденье, чтобы обеспечить максимум комфорта при езде.

Настройка боковых зеркал.

Основное требование — обеспечить максимальный обзор при маневрировании (обгоне, перестроении), движении назад (подходит для езды, для параллельной парковки).

Левое:

  • Установить по вертикали, получив «линию горизонта» с соотношением «земля/небо» 60/40.
  • Поворотом добиться отражения ручек обеих дверей. Первая располагается в правом нижнем углу.

Правильная регулировка оборудования дает возможность при свободной посадке наблюдать борт автомобиля и ясно видеть разметку.

Правое:

  • Линия горизонта фиксируется при соотношении 70/30 (виден поребрик в процессе парковки);
  • Горизонтальная настройка аналогична левому – получают отражение ручек дверей, первая – в левом нижнем углу.

Некоторые профессионалы критикуют приведенный вариант классической регулировки. Высказывается мнение, что «мертвые» зоны непозволительно велики. Уменьшения неконтролируемого пространства добиваются использованием альтернативного способа настраивать боковые зеркала.

Левое:

  • Отклониться и наклонить голову влево, практически касаясь стекла;
  • Поворотом зеркала добиться отражения левого заднего крыла.

Правое:

  • Отклониться вправо так, чтобы голова располагалась на центральной оси автомобиля между сиденьями водителя и пассажира;
  • Получить отражение правого заднего крыла.

При нормальном положении тела в водительском кресле оптика отражает небольшой участок крыла (позволяет не потерять габарит машины). «Слепые зоны» значительно сократятся.

Настройка центрального зеркала.

Для обоих технология аналогична – центр визуально совмещают с центром заднего стекла.

Видео №1.

Особенности настройки на машинах с правым рулем.

На праворульных авто алгоритм регулировки не изменяется. Коррекции вносятся в настройки по высоте — рекомендуется линию горизонта на обеих сторонах выставить 60/40.

Основная сложность для водителя – уверенный контроль левого габарита машины. Решить проблему поможет дополнительное боковое зеркало на капоте. Его настраивают из соображений полного отражения борта и заднего левого крыла.

Можно использовать специализированные системы зеркал, позволяющие более безопасно выполнять обгон.

Видео №2.

Некоторые нюансы регулировки.

  • Настройку оборудования проводят на площадке, на стоящем автомобиле.
  • Проверка регулировок достаточно проста – следует просить помощника обойти авто, придерживаясь расстояния 2 м. При правильной настройке после выхода из зоны обзора центрального зеркала он появится в боковом.
  • Парковаться удобно, используя дистанционный привод для изменения вертикального уровня установки оборудования. Подстройка линии горизонта даст возможность точнее видеть поребрик, избежать притирания, предотвратить повреждение колес.

Рекомендую прочитать:

Как правильно парковаться?
Правильная посадка за рулем.
Как правильно тормозить двигателем?
Как правильно перестраиваться из ряда в ряд?

Дата последнего обновления: 25 Февраль 2018.   Комментарии: 2.    Размещено в Уроки вождения

К записи оставлено 2 коммент.

Немного странное понятие о настройке зеркал. Меня например в автошколе учили, что именно заднее крыло должно быть видно в левое зеркало. Но не все полностью, а половина зеркала крыло, а другая половина — дорога. Я попробовала сделать как в этой статье, мне вообще не удобно. Все таки каждому свое наверно. Мне главное чтобы не «как правильно», а «как удобно и безопасно». Да и поправить внутри салонное зеркало на ходу иногда приходится. На малой скорости ни чего страшного, хуже если ехать и не видеть сзади дорогу.

Согласна с Ниной. Я за рулем немного больше года, но учебу в автошколе помню, как сейчас. Инструктор учил, что в боковые зеркала без каких-либо усилий и наклонов головы обязательно должна быть видна треть заднего крыла, особенно при езде в плотном городском трафике. А по поводу мертвых зон — зеркала современных автомобилей как бы кривые, они спроектированы таким образом, чтобы максимально расширить обзор заднего вида.
Зеркало в салоне отрегулировано, как в статье, удобно, но им я почти не пользуюсь.

Оставить комментарий или два

Autoepohc