Нужно ли промывать двигатель при замене масла?

Каждый владелец автомобиля со своим опытом эксплуатации имеет собственное мнение по большинству связанных с обслуживанием авто вопросов. Споры по некоторым из них не утихают годами. Одной из наиболее дискутируемых тем остается промывка двигателя при замене масла.

Промывка двигателя – что это?

Под промывкой двигателя понимается очистка его деталей и внутренних стенок от различного рода отложений. К ним относятся продукты:

  • горения топлива (нагар);
  • преобразования смазочных материалов;
  • износа;
  • коррозии (при воздействии воды и окислителей).

Образуют налет и попадающие механические частицы – пыль, грязь. Все они для двигателя вредны.

Нужно ли промывать двигатель при замене масла?

Специалисты сервисных центров и автолюбители отстаивают собственное мнение. Часть из них утверждает, что промывка необходима, вторая – что вреда от нее больше, чем пользы.

У сторонников промывки пред заменой масла аргументы следующие:

  • после слива из картера согласно технической документации в двигателе остается до 10% (иногда – больше) старого масла;
  • в течение всего срока эксплуатации двигателя нагар и мелкие механические частицы осаждаются, образуют прочный налет, который без промывки не удалить.

Первый аргумент оказывается особенно веским после знакомства с некоторыми техническими характеристиками автомобилей. В документации приводятся такие показатели как «заменяемый объем масла» — количество, которое сливается при замене, и полный – объем, заливаемый в «сухой» двигатель после сборки или капремонта. Разница между ними может быть существенной, особенно при наличии в системе теплообменника «масло-вода».

К примеру, у двигателя Toyota 7A-FE и аналогичных объем масла, составляет 3.7 л, 4.3 л (при отсутствии маслорадиатора) или 4.7 л. Эти остатки неизбежно смешаются с новой жидкостью, что приведет к изменению его эксплуатационных качеств (как правило, к ухудшению).

Противники промывки также приводят веские доводы:

  • современные масла содержат моющие добавки;
  • при регулярной (в соответствии с регламентами технического обслуживания) замене масла и фильтров накопление отложений — минимально;
  • агрессивность использующихся при промывке веществ может нанести вред деталям силового агрегата.

Автовладельцу при принятии решения промыть двигатель перед заменой масла необходимо рассматривать конкретные случаи.

Когда без промывки двигателя не обойтись?

Ситуаций, когда промывка двигателя при замене масла обязательна – немало. Сделать это необходимо, если:

  • Автомобиль переводится на новую марку продукта. Производители смазочных материалов применяют собственную рецептуру, и некоторые компоненты масел могут оказаться несовместимы.
  • Планируется переход на масло другой вязкости. В большинстве случаев такая процедура желательна, а, например, при переходе с синтетических на полусинтетические смазки – обязательна.
  • Производился ремонт двигателя, связанный с демонтажом головки блока цилиндров;
  • Не исключено попадание в силовой агрегат посторонних примесей (с маслом, топливом, воздухом и т.д.);
  • Автомобиль приобретается на вторичном рынке, при этом история обслуживания достоверно неизвестна.

В последнем случае работа может оказаться излишней – все зависит от предыдущих владельцев авто, качества используемых ими масел, соблюдения периодичности и соблюдения регламентов ТО и других факторов. Промывка двигателя перед заменой масла оказывается мерой профилактики, цель которой – застраховаться от последствий недобросовестной эксплуатации.

Если же автомобиль приобретался в салоне, проходил своевременное обслуживание (качество которого подтверждается сервисной книжкой и сертификатами центров), то без подобных экстремальных действий следует обойтись.

Какими могут быть последствия промывки двигателя?

К чему приведет промывка двигателя, зависит от различных условий, прежде всего, способа и применяемых средств.

Главная опасность использования промывочных средств и масел состоит в том, что после их применения часть жидкости остается в двигателе.

Смешиваясь со штатными смазочными материалами, эти остатки ухудшают качество масла, нарушают целостность масляных пленок на трущихся поверхностях. Следствием может стать перегрев и ускоренный износ двигателя.

Кроме того, все моющие присадки, которые не входят в состав штатных смазочных средств, отличаются повышенной агрессивностью. После смешивания с маслами их действие на детали двигателя продолжается и при нормальной работе. Такое длительное воздействие негативно сказывается на работоспособности – начинают подтекать уплотнители, разрушаются стенки трубок и т.д.

Нередки случаи, когда промытый перед заменой масла двигатель выходит из строя. Это случается, когда жидкости не успевают за время обработки удалить все отложения, но значительно размягчают их. После заливки масла (а в его составе тоже имеются моющие присадки) отложения с уже нарушенной структурой смываются, попадая в картер, центральную магистраль, забивая каналы и фильтр маслоприемника. В результате двигатель испытывает масляное голодание, что приводит к нарушениям работы, а в некоторых случаях – к серьезным поломкам (пользователи упоминают о разрушении постели распредвала, проворачивании вкладышей и т.д.).

Если же решение о помывке принято, следует выбрать оптимальный способ.

Как промыть двигатель перед заменой масла?

Воспользоваться можно одним из следующих способов промывки:

  • соляркой;
  • промывочными составами (т.н. «пятнадцатиминутками», «пятиминутками»);
  • промывочными маслами;
  • штатным маслом;
  • промывкой с разборкой двигателя.

Промывка соляркой.

Такой способ использует свойства солярки удалять с поверхностей нагар и другие отложения. Для этого:

  • Прогревают двигатель, отвинчивают пробку в поддоне и сливают подлежащее замене жидкость.
  • Снимают старый масляный фильтр, пробку не завинчивают.
  • Через маслозаливную горловину в двигатель заливают до 2 л чистой солярки, дожидаются ее слива через отверстие в поддоне.
  • Закручивают пробку, устанавливают новый (дешевый) масляный фильтр.
  • Заливают в двигатель чистую солярку или ее смесь с дешевым маслом в соотношении 1:1 до максимальной отметки на щупе.
  • Двигатель запускают на 10-15 секунд, в процессе работы поднимают обороты (это приводит к росту давления в системе смазки), глушат и дают остыть в течение нескольких минут.
  • Сливную пробку отвинчивают и сливают жидкость.
  • Процесс повторяют несколько раз, увеличивая продолжительность работы (при этом контролируют температуру, не допуская нагрева выше 50 градусов).
  • После нескольких циклов оставляют пробку открытой, заливают солярку и дают ей стечь.
  • Заливают дешевое масло, запускают двигатель на 15-20 минут (обороты малые и средние, обязательно контролировать температуру, чтобы не превысить допустимые значения).
  • Сливают жидкость, снимают масляный фильтр.
  • Проводят штатную замену, заливая рабочее качественное масло и установив новый фильтр.

Этот способ считается малоэффективным ввиду неспособности солярки удалить все отложения. Кроме того, ее смазывающие свойства ограничены, и при выполнении операций двигатель подвергается ускоренному износу.

Использование промывочных растворов.

При использовании промывочных средств («пятиминуток») можно добиться значительного эффекта.

При этом следует строго соблюдать технологию, описанную производителем на упаковке или в прилагающейся инструкции, подробнее читайте тут.

Следует помнить и о главном недостатке таких средств – повышенной агрессивности.

Промывка с промывочными маслами.

Как правило, такие средства представляют минеральное масло с моющими добавками, предназначенное для кратковременной работы.

При их использовании также необходимо следовать инструкциям производителя. Метод – более щадящий, чем предыдущий, но имеет те же недостатки, хоть и выраженные менее ярко. Кроме того, требует нескольких визитов в сервисный центр в течение короткого промежутка времени с соответствующими расходами.

Промывка штатными маслами.

Заключается способ в использовании штатного высококачественного масла с моющими присадками, но с уменьшенным интервалом между его заменами. Среди рекомендаций специалистов и опытных автолюбителей можно встретить различные периодичности – от 1-2 тыс.км до половины обычного пробега между заменами.

Способ является самым щадящим, но достаточно дорогим и длительным. Период, в течение которого масло меняется с уменьшенной периодичностью, устанавливают, анализируя состояние отработанного.

Промывка разобранного двигателя.

Самый лучший вариант удалить все отложения – разобрать двигатель и смыть налет вручную соляркой или специальными средствами.

Используется при капитальном ремонте агрегата. В других случаях многие считают его нерациональным. Стоимость его также достаточно высока.

Что говорят автомобилисты?

Николай, Тверь:

Промывка – лишнее это! Как по мне, пусть в двигателе перед заменой останется чуть полусинтетики, чем неизвестный коктейль из масла и промывки. Я лучше чуть раньше в следующий раз масло сменю. Признаю только один случай – авто б/у с совсем уж темной историей и жутким состоянием. В других – как профилактику после большого пробега (тысяч 150).

Олег, Москва:

Удивляюсь некоторым мнениям — говорят, что промывочное масло не нужно. Похоже, людей устраивает остающаяся в двигателе грязь. И воспользоваться нормальным продуктом, чтобы вымыть эти остатки и одновременно хотя бы частично уменьшить слой отложений и нагара они не хотят.

В таком случае, я думаю, им и масло менять не стоит, годами ездить, а потом все списать на то, что качество машины (масла, топлива и т.д.) оказалось неудовлетворительным.

Михаил, Вологда:

Вожу авто вот уже лет 30, и ремонтирую практически всегда сам. Для меня очевидно – нормальное высококачественное масло и своевременная его замена – залог долгой жизни двигателя. Промывку не использую практически никогда. Предпочитаю, если уж приходится, потратиться на хорошее масло и фильтры, и менять чаще. Кстати, если внимательно читать инструкции, то в нашей стране условия эксплуатации – всегда тяжелые, а это предполагает замену, как минимум в 2 раза чаще. Придерживайтесь – и мыть не придется!

Вывод.

Однозначного ответа на вопрос, нужна ли помывка двигателя при замене масла не существует. Каждый автовладелец, руководствуясь собственным опытом и состоянием автомобиля, должен принять решение самостоятельно. Это же касается и выбора способа промывки.

Видео.

Рекомендую прочитать:

Как проверить исправность катушки зажигания?
Как проверить работу турбины?
Рулевая колонка ВАЗ 2107: описание, устройство, неисправности и инструкция по замене.
Как проверить диодный мост генератора ВАЗ?

Дата последнего обновления: 10 Март 2017.   Комментарии: 1 .    Размещено в Ремонт и обслуживание авто

К записи есть 1 комментарий

На своих первых жигулях постоянно промывал двигатель перед заменой масла. Делал это с помощью индустриального масла, которое практически ничего не стоило. На первой иномарке пользовался этим-же методом. В дальнейшем использовал различные промывки. Негативных последствий в связи с этим не наблюдалось. Прочитав статью как-то задумался: «а правильно-ли я поступал все это время?» Наверное на новом автомобиле эксперименты с промывками лучше не проводить — проще чаще менять масло.

Оставить комментарий или два

Autoepohc