Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор?

В Европе и Америке в целях экономии времени люди привыкли «не изобретать велосипед», а точно следовать предписаниям и инструкциям производителей. То есть если батарея необслуживаемая, никто заниматься ее реанимацией не будет, просто заменят на новую. У русского человека совершенного другой менталитет, поэтому вопросом, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор, у нас никого не удивишь, а вот ответом – возможно…

Что такое необслуживаемая АКБ?

Необслуживаемым называют современный источник питания, в котором отсутствуют отверстия для доливки дистиллированной воды и/или электролита.

Плотность последнего в нем также замерить нельзя. Другими словами, он сделан таким образом, чтобы на протяжении всего срока своей эксплуатации (4-5 лет) не требовать абсолютно никакого обслуживания, за исключением своевременной зарядки. Ведь это автомобильная батарея, а значит, она обязательно должна заряжаться, другой вопрос «как», но об этом немного позже.

Насколько таким устройствам требуется подзарядка.

Если вспомнить строение бортовой сети автомобиля, АКБ нужно для того, чтобы отдать накопленную в ней энергию стартеру и системе зажигания. Если ее хватает, двигатель раскручивается (запускается), генератор начинает вырабатывать ток. С его помощью батарея восстанавливается. Получается, что автомобильный аккумулятор как раз и нужен для того, чтобы отдавать энергию, а потом подзаряжаться, вне зависимости от того, обслуживаемый он или нет. Если, к примеру, вырабатываемого генератором электричества для восстановления названного аппарата недостаточно, последний вполне может разрядиться «в ноль». При неоднократном повторе подобной ситуации он умирает. А значит, без стационарной зарядки в некоторых случаях не обойтись. И вот здесь нужно быть крайне внимательными. Почему?

  1. Нельзя измерить плотность электролита – вы просто не найдете доступных отверстий, куда можно вставить ареометр, корпус герметичен и не имеет никаких пробок.
  2. Нельзя определить момент кипения кислоты – момент окончания зарядки – опять же по причине полной запаянности (закрытости) устройства. А это, во-первых, может привести к сильному перезаряду, а во-вторых, очень настораживает – кипящая внутри жидкость выделяет летучие газы, которые в определенной концентрации могут привести к взрыву.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях.

Восстановление заряда необслуживаемого аппарата отличается от восстановления его обслуживаемого свинцово-кислотного собрата необходимостью строгого контроля напряжения. Обусловлено это тем, что при перегревании вода в электролите начнет разлагаться на кислород и водород, повышая тем самым плотность электропроводящей жидкости. При этом вернуть ее к первоначальным показателям будет уже невозможно, ведь, как отмечалось ранее, в необслуживаемых устройствах просто нет для этого отверстий. Вот почему подзарядку нужно проводить только зарядником, наделенным функцией поддержания заданного напряжения. Идеально, если в агрегате будет не только она, но и функция поддержания заданной величины тока, тогда вам точно не придется ни о чем беспокоиться.

Для снятой с автомобиля АКБ порядок действий будет следующим.

  1. Соедините плюсовые клеммы, а затем клеммы «–» батарейки и зарядного устройства.
  2. Установите ручку регулятора напряжения на ЗУ в положение минимального значения.
  3. Включите зарядник в сеть.
  4. Выставьте вольтаж на отметку 14,4 В.

Обратите внимание, для глубоко разряженных накопителей специалисты рекомендуют уменьшить данный показать до 12 В, пока ток не станет равным 1/10 емкости. Только после этого можно выставлять 14,4 В и дальше следовать инструкции.

  1. Зарядка началась. Теперь ваша задача – не пропустить момент ее окончания (как его рассчитать, читайте ниже). Для этого внимательно следите за амперами. Как только они достигнут 200 мА, можно отключать питание.

Если батарейка с машины не снималась, то порядок действий будет аналогичным за небольшим исключением: подключать ЗУ можно лишь только после того, как все, какие только можно, электрические приборы будут переведены в спящий режим, а еще лучше – отключены.

Важно!

Зарядный ампераж никогда не должен превышать 1/5 пропускной способности накопителя. Отступление от данного правила крайне опасно.

Ну, и, конечно, не забывайте о технике безопасности:

  • осуществляйте подзарядку автомобильных источников питания только в хорошо вентилируемых помещениях;
  • желательно делать это не в квартире, а в каком-то нежилом помещении, например, в гараже и обязательно при плюсовой температуре (от +10 градусов), так как на морозе заряд быстро теряется.

Считаем время.

Выше уже упоминалось о том, что время зарядки абсолютно герметичного агрегата может быть разным, какого-то универсального периода нет, потому как и емкость у всех разная, и глубина разряда. При этом сидеть и караулить – тоже не вариант. Что же делать? Рассчитать примерное время восстановления и идти спокойно заниматься своими делами.

Расчет не представляет собой ничего сложного.

Итак, если полностью заряженный аккумулятор – это 12,7 В, а полностью разряженный – 11,7 В (может быть и 10 В, конечно, но доводить до них небезопасно, поэтому этот показатель в расчет не берем, при необходимости, пересчитаете с иной нижней границей сами), то 1 В – это 100% разряда (12,7-11,7=1).

Отсюда 10% = 1/10 = 0,10 В, а 50% = 0,1х5 = 0,5 В.

Напоминаем, вольтаж измеряется тестером, который подсоединяется к клеммам не раньше, чем через 7-8 часов после остановки двигателя.

Возвращаемся к классической Sb/Sb:

12,7 — 0,5 = 12,2 В – такое напряжение будет иметь разряженная примерно наполовину АКБ,

12,7 – 0,1 = 12,6 В – такое – потерявшая всего 10% и так далее.

Теперь емкость.

Стандартно она равна 55 – 60 – 75 (А*ч) и т.д. Именно столько они могут отдавать за 1 час. И если по предыдущему действию выяснилось, что потеряно половина потенциала, то у агрегата емкостью 60 А*ч это будет 30 А.

Чтобы их восстановить, можно выставить на заряднике 30А и всего за несколько минут вернуть былую емкость. Но это убьет батарею. Правильно, заряжать ее 10% от емкости, в нашем примере это 6А. Но нам необходимо восстановить не 6А, а 30А, поэтому для зарядки вполовину посаженного (12,2 В) накопителя емкостью 60 А*ч потребуется не 1 час, а 5 (30/6=5).

Вот и все. При прочей глубине разряда или емкости, замените имеющиеся числа на более подходящие и произведите перерасчет. А еще лучше купите «умный» зарядник и он сделает все сам.

frameborder=»0″ allowfullscreen>

Что говорят на форумах?

Андрей:

«Полностью согласен с установленными верхними и нижними границами заряда, так как однажды по незнанию высадил батарейку до 10В, реанимировать не удалось, пришлось заменить».

Федор:

«Купите себе нормальное автоматическое ЗУ и будет вам счастье. Моей необслуживаемой АКБ уже 4 года, работает как молодая, периодически подзаряжаю, но никакими расчетами не занимаюсь, техника делает все сама».

Александр:

«Практически во всех современных накопителях есть индикатор: если горит зеленым – он заряжен полностью, если черным – разряжен, белый цвет предупреждает о нехватке электропроводящей жидкости. В первом случае аппарат не трогаем, во втором – ставим на подзарядку, в третьем – выбрасываем. Заряжать дома, да, можно, но только на балконе и только нормальным зарядником. Кроме вас о вашей безопасности никто не позаботится!».

Коля:

«Не знаю, как специальным зарядным, но обычным необслуживаемый аккум точно не восстановить, пытался несколько раз, но, кажется, сделал только хуже».

Видео.

Рекомендую прочитать:

Регулировка света фар.
Как промыть двигатель при замене масла?
Замена сальника редуктора заднего моста ВАЗ 2107.
Как снять передний бампер на ВАЗ 2114?

Дата последнего обновления: 01 Октябрь 2017.   Комментарии: 0.    Размещено в Ремонт и обслуживание авто

Оставить комментарий или два

Autoepohc