Как проверить утечку тока в автомобиле?

Ситуация, когда электрооборудование автомобиля после перерыва на ночь или несколько дней отказывается работать штатным образом, станет неприятным сюрпризом для автовладельца. В большинстве случаев «виновником» является разряженный аккумулятор. Но если батарея в отличном состоянии, есть уверенность в предшествующей полной зарядке от бортовой сети или внешнего зарядного устройства, необходимо выяснить и устранить причину разряда.

Почему разряжается АКБ?

Существует несколько вероятных причин «ночного» разряда аккумулятора:

  • Забывчивость владельца. Достаточно после прибытия на стоянку или в гараж оставить включенными габаритные огни, лампы освещения салона или другие подобные потребители в автомобильной сети, чтобы получить к утру разряженный аккумулятор.
  • Саморазряд батареи.
  • Отрицательный баланс зарядки в поездках.
  • Значительная величина токов утечки.

Саморазряд.

Естественный (спровоцированный, вызванный внешними причинами, пока не рассматривается) саморазряд в электрохимических источниках и накопителях электроэнергии – явление неизбежное. Он обусловлен несколькими разновидностями процессов в АКБ.

  • Электрохимическими. Основную роль в саморазряде кислотно-свинцовых аккумуляторов играет растворение вещества активной массы электродов электролитом. При этом уменьшается способность генерации заряженных частиц, падает емкость. На отрицательных электродах процесс развивается с большей скоростью.
  • Старение электродов. Основное проявление – осыпание активной массы. При высокой интенсивности возможно образование проводящих мостиков между электродами, за счет чего значительно возрастает скорость саморазряда.
  • Наличие примесей в электролите. Появление дополнительных ионов (например, железа при использовании для приготовления электролита водопроводной воды) вызывает нештатное протекание электрохимических реакций, появление паразитных токов. Они и приводят к саморазряду.

Интенсивность саморазряда зависит от различных факторов:

  • Возраста батареи. Чем дольше АКБ эксплуатируется, тем интенсивнее саморазряд;
  • Плотности электролита. Увеличение концентрации кислоты приводит к ускоренному растворению активной массы. Увеличение, по сравнению с оптимальными 1.27 г/куб.см, на 0.4 г/куб.см вызывает ускорение на 40%.
  • Температуры. Минимальным саморазряд остается в температурном диапазоне +5..+20 градусов. Рост выше +30 и снижение до -25 градусов вызывает критическое ускорение процесса.
  • Качеством электролита. Следует приобретать электролит у проверенных производителей, при доливке использовать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дистиллированную воду.

Для обслуживаемых автомобильных АКБ саморазряд составляет, в среднем, 10% в течение 15 дней, для необслуживаемых – 2%. Превышение пределов требует диагностики состояния батареи и, возможно, замены.

Неполная зарядка.

Отрицательный баланс заряда/разряда становится результатом некорректной работы автомобильного генератора или реле-регулятора.

Наблюдается подобная ситуация и в случаях, когда длительности работы генератора недостаточно для восстановления потерянного при запуске двигателя заряда. Характерный пример – эксплуатация автомобиля в городских условиях, когда за короткую поездку АКБ не успевает зарядиться. Более жесткий режим – в пробках мегаполисов, особенно, для авто, оборудованных системой «Авто старт/стоп». Несколько секунд нормальной работы генератора не способны компенсировать частые разряды при постоянных запусках.

Влияет на баланс также дополнительное электрооборудование. К примеру, акустические системы с киловаттами выходной мощности способны значительно увеличить потребление, оставив для зарядки АБ от генератора мизерную часть вырабатываемой энергии.

Что такое утечка?

Утечкой в автомобиле принято считать токи, протекающие при нахождении автомобиля на стоянке (при выключенном зажигании). В таком режиме основные потребители отключены, в идеальном случае аккумулятор не теряет заряд (за исключением саморазряда). Но, реально, ток практически никогда не падает до 0, дополнительно разряжая аккумулятор.

Причины появления утечки.

Утечки в автомобиле подразделяют на 2 вида:

  1. Штатные;
  2. Дополнительные.

Именно последние являются источником проблем для автовладельца.

Когда говорят о штатных утечках, подразумевают токи, потребляемые в режиме покоя электрооборудованием, подключенным напрямую от аккумулятора.

Вообще, электропотребителей в бортовой сети, включенных в обход замка зажигания, достаточно много. Большинство подключается через контакты реле или выключатели (существует физический разрыв цепи с нулевой проводимостью). Однако с развитием автомобильной электроники в значительном количестве появляются приборы, потребление в режиме покоя которых незначительно, но отличается от нулевого значения. Примерами служат электронные системы сигнализации, ЭБУ, другие блоки бортового компьютера. К энергозависимым могут относиться различные часы и таймеры, устройства мониторинга окружающего пространства, навигаторы, видеорегистраторы и т.д. При правильном выборе оборудования, соблюдении правил установки и эксплуатации, создаваемый штатный ток утечки не превышает нормы.

Дополнительные утечки являются следствием:

  • Появления загрязнений, окислов электрических цепей и контактов;
  • Нарушения состояния изоляции;
  • Неисправностей электрооборудования;
  • Применения нештатных устройств;
  • Неверной установки, нарушений правил эксплуатации электрических приборов.

Собирающаяся на поверхностях пыль (особенно влажная), соли и оксиды металлов, соединения, образующиеся вследствие попадания дорожной химии, нередко обладают проводящими свойствами. Осаждаясь между контактами электроприборов, токоведущими частями и корпусом авто, они создают т.н. «мостики проводимости» — области нежелательного электрического контакта. В большинстве случаев сопротивление велико, чтобы вызвать замыкание, но достаточно, чтобы существенно увеличить утечки. Наиболее проблемные места – верхняя крышка аккумулятора (загрязнение приводит к образованию проводящих участков между контактами батареи), силовые цепи стартера и генератора, практически не защищенные от влаги и дорожной химии.

Свойства изоляции ухудшаются в результате старения, механических повреждений, воздействия температуры и агрессивных химических веществ. В исходном состоянии сопротивление изоляционных материалов составляет десятки-сотни МОм. Износ, повреждения, старение приводят к уменьшению показателей до единиц-десятков кОм. В результате появляются токи, измеряемые единицами-десятками мА. Дальнейшее развитие процессов чревато пробоем изоляции, возникновением замыканий, способных вызвать полный выход из строя электрооборудования, возгорание проводки и автомобиля.

Неисправности электрооборудования также приводят к увеличению потребления. Максимальную опасность представляют именно неисправности приборов, подключенных, минуя замок зажигания. К примеру, автовладельцы говорят о случаях выхода из строя концевого выключателя лампочки в багажном отделении. В результате при закрывании крышки багажника она не отключается, поскольку запитана напрямую от аккумулятора потребляет постоянно. При мощности 3Вт дополнительное потребление тока составляет 250мА – рост утечки становится ощутимым.

Установка нештатного оборудования также способствует «ночной» разрядке аккумуляторов. Наибольшее количество проблем доставляют системы сигнализации. Именно они, работая при нахождении автомобиля на стоянке или в гараже, вносят максимальный вклад в штатные утечки. Но сертифицированное оборудование известных компаний походит обязательную проверку по этому показателю. Изготовленные «умельцами» устройства могут превосходить серийные по множеству характеристик, но, нередко, выполняются без учета требований по токовому потреблению.

Нарушение правил установки и эксплуатации штатного или нештатного электрооборудования признается наиболее частой причиной увеличения утечек в автомобиле. Нередко навигаторы, музыкальные центры, видеорегистраторы, автомобильные холодильники подключаются напрямую к проводникам, идущим к гнезду прикуривателя. Более того, конструкция приборов зачастую предусматривает подключение через это гнездо или штатные розетки. В рабочем режиме потребление устройств достаточно велико. Подключение напрямую вызывает дополнительную нагрузку на АКБ, его разряд при отключенном генераторе.

Допустимая величина тока.

При отключенном зажигании основными потребителями являются:

  • Система сигнализации – 20-50 мА (для сертифицированных устройств);
  • ЭБУ, блоки бортового компьютера — 1-10 мА;
  • Мультимедиа центр – 5-10 мА при правильном подключении

Суммарное значение редко превышает 75 мА. В авто, оснащенных современной электроникой, величина может составлять всего единицы мА.

Стоит учесть, что оставшиеся активными индикаторы, например, часы на магнитоле, добавляют десятки мА к этому показателю. В любом случае, при нормальной работе электрооборудования, соблюдении правил монтажа и эксплуатации потребление не должно превышать 100-120 мА.

Некоторые владельцы автомобилей легкомысленно относятся к указанным граничным величинам. По их мнению, даже 200-300 мА потребления – параметр не критичный. Действительно, простая оценка показывает, что АКБ емкостью 60 Ач при 300 мА полностью разрядиться через 200 часов.

Но такая логика справедлива только для полностью заряженной батареи, не испытывающей значительных нагрузок. При запуске двигателя картина кардинально изменяется – частично разряженный аккумулятор при огромных пиковых нагрузках при работе стартера переходит в состояние глубокого разряда. Менять АБ придется буквально после нескольких подобных критических случаев.

Контроль утечки собственными силами.

Обнаружить утечку, измерить величину тока под силу каждому автовладельцу.

Простейший вариант – использование лампы габаритных огней (12 В, 5 Вт). Поверка выполняется следующим образом:

  • К контактам лампы присоединяют проводники (способ зависит от конструкции, самый надежный вариант – пайка).
  • Отсоединяется «минусовая» клемма батареи.
  • Между клеммой и «-» АКБ подключается подготовленная лампа.

При наличии утечки лампа светиться, тем ярче, чем больше величина тока. Однако эксперимент позволяет только обнаружить факт, субъективно оценить явление.

Более точная методика предполагает использование мультиметра (тестера в режиме амперметра).

  • Переключают прибор в режим измерения постоянного тока (предел – 5-50 А, для цифрового значения практически не имеет, для стрелочного с уменьшением предела измерений повышается точность).
  • Снимают с АКБ минусовую клемму.
  • Щупы прибора включают в образовавшийся разрыв цепи – «минусовой» к клемме, «плюсовой» — к контакту батареи.
  • Считывают показания.

 

Для получения достоверных результатов следует помнить:

  • Измерения проводятся при отключенном зажигании.
  • Необходимо проконтролировать выключенное состояние всех потенциальных потребителей – отключить лампы салонного освещения, габаритные огни, вынуть штекеры регистратора, навигатора из гнезда прикуривателя, снять лицевую панель магнитолы, закрыть бардачок, багажник, двери.
  • Для полной имитации режима стоянки включить систему сигнализации. Снятие показаний прибора производить только после перехода ее в режим охраны, выдержав паузу 30-60 с.

Если наблюдается значительное превышение допустимых пределов, следует определить источник проблем. Поводом для беспокойства следует считать величину тока более 150-200 мА (если другое не указано в технической документации).

Методика поиска достаточно проста: замеры повторяют, поочередно отключая потребители — вынимая предохранители и реле на коммутационной панели автомобиля. После отключения проблемной цепи значение тока резко упадет. Если результат не получен – следует проконтролировать состояние проводников силовых цепей – участки от клемм АКБ до стартера, генератора, коммутационной панели.

Видео-инструкция.

Несколько практических замечаний.

  • Прежде, чем проводить измерения необходимо тщательно очистить поверхность аккумулятора от окислов, загрязнений.
  • Следует проверить состояние АКБ (пользоваться рекомендуется полностью заряженной батареей) и генератора;
  • При отключении клемм АБ возможны нештатные срабатывания центрального замка, поэтому желательно опустить стекла.
  • Желательно воспользоваться устройствами для резервного копирования и восстановления памяти ЭБУ.

Если существует опасность потери данных ЭБУ, следует позаботиться о проведении работ без временного разрыва цепи.

Для этого достаточно

  • Создать на штыре «-» АКБ дополнительный контакт – например, ниже клеммы сделать 1-2 витка очищенным от изоляции медным проводом.
  • Присоединить «минусовой» щуп мультиметра к клемме, «плюсовой» к дополнительному контакту.
  • Клемму можно снимать – оставшееся в разрыве мизерное внутренне сопротивление прибора не приведет к размыканию цепи.

Виде о проверке без отключения АБ.

Рекомендую прочитать:

Замена диска сцепления.
Коробка передач ВАЗ 2109.
Какое масло заливать в двигатель ВАЗ 2106?
Что будет, если перелить масло в двигатель?

Дата последнего обновления: 26 Май 2018.   Комментарии: 0.    Размещено в Ремонт и обслуживание авто

Оставить комментарий или два

Autoepohc