Что делать если замерз аккумулятор в машине?

Никто из автовладельцев не застрахован от ситуации, когда, придя на стоянку морозным утром и пытаясь завести автомобиль, вместо бодрого рева мотора можно услышать тишину: авто не подает никаких признаков жизни, даже лампочки не загораются. Все это может означать только одно – замерз аккумулятор в машине. Что делать, если обстоятельства сложились таким образом, как распознать, что проблема именно в замерзшей АКБ и вообще можно ли вернуть батарее былую силу – давайте разбираться.

Из чего состоит автомобильный аккумулятор, что в нем замерзает и почему?

Постоянные читатели, наверняка, легко сами вспомнят строение АКБ, ведь ему уделялось достаточно много внимания в других статьях, для всех остальных вкратце напомню, что любая батарея – это всегда:

  • герметичный пластиковый корпус с 6 отсеками;
  • диоксидные плюсовые и свинцовые минусовые пластины, погруженные в него;
  • и самая главная составляющая – электролит (его заливают между пластинами) – специальная токопроводящая жидкость, представляющая собой разбавленную дистиллированной водой серную кислоту.

Очевидно, что замерзнуть в данном случае может только жидкая составляющая, но почему тогда она в одних машинах замерзает, а в других нет? Все просто. В момент разрядки накопителя (а, как вы помните, при долгом простое на морозе, АКБ постепенно разряжается) на его пластинах путем расходования серной кислоты (H2SO4) начинает образовываться сульфат свинца (PbSO4). Данный процесс приводит к падению плотности электролита – в идеале до превращения раствора в воду, а в реальности до достижения им концентрации в 1,11 г/см3. Но и ее вполне достаточно для того, чтобы даже в небольшой мороз (-7˚С) агрегат замерз.

Хотя, казалось бы, у новой и/или полностью заряженной АКБ данный показатель ненамного больше – всего 1,27-1,29, а такая насыщенность гарантирует полную работоспособность от -45˚С до +65˚С, что для средних широт более, чем достаточно. Странно?! Лишь на первый взгляд.

Задумайтесь, что означают эти числа, и все сразу станет понятно. К примеру, число 1,27 говорит о том, что здесь на 1 тонну воды приходится 1270 кг кислоты, соответственно, в жидкости с концентрацией 1,11 на тот же объем воды кислоты приходится на целых 160 кг меньше. Согласитесь, заметная разница. Зимой она становится определяющей.

Почему замерзает – причины.

Мы выяснили, что АКБ леденеет, когда теряет свою плотность. Но ведь токи саморазряда очень низкие? – Это действительно так, поэтому, если машина находится в рабочем состоянии и заводится хотя бы через 2-3 дня, батарейка не замерзнет.

К ее замерзанию могут приводить следующие причины:

  1. слишком долгое нахождение на морозе;
  2. утечка тока в цепи – к ней может приводить любое неправильно установленное нештатное оборудование: видеорегистратор, сигнализация, магнитола и т.д.

Как понять, что батарея замерзла?

Помимо описанного выше признака – абсолютно нереагирующей на поворот ключа зажигания в замке машины о том, что агрегат замерз вам подскажет его внешний вид: округлившиеся стенки корпуса и иней на них.

Что делать, если замерз аккумулятор в машине — практические рекомендации.

Самое главное – не подключать его сразу к заряднику, так как АКБ может быть повреждена. Правильная последовательность действий должна быть такой.

  1. Осмотрите корпус АКБ на предмет наличия трещин, прорывов и подтеков. Если таковые имеются, восстанавливать нет смысла – электропроводящий состав вытечет изнутри. Конечно, можно попробовать запаять/заклеить, но раз уж пластик разрушился, то представьте, что произошло внутри с пластинами. В общем, смиритесь и замените замерзший источник питания на новый.
  2. Если бока раздуты, прорывов и трещин не наблюдается, устройство нужно забрать в теплое помещение (домой). Там его следует поставить в пластиковый таз (вдруг вы все же пропустили какую-нибудь микротрещину) и дождаться пока он оттает. Распознать этот момент вам помогут растаявший иней и «сдувшиеся» бока.
  3. Подключите к батарее ЗУ и осуществите ее зарядку малыми токами. Спустя примерно 8-10 часов агрегат будет полностью готов к работе. Чтобы удостовериться в этом, измерьте напряжение на выводах. Показания должны быть не меньше 12,6 В. Если до этого уровня они не дотягивают, значит, вышла из строя одна или несколько банок. Напряжение в полностью заряженном состоянии одного элемента АКБ составляет 2,1 В. Следовательно, узнать сколько именно банок вышло из строя путем нехитрых математических вычислений будет несложно. А вообще, это информация только для любопытных, так как выход из строя хотя бы 1 из элементов аккумуляторной батареи является аргументом для замены.
  4. Проверьте прозрачность и концетрацию электролита. Мутный цвет свидетельствует о том, что внутри произошло осыпание пластин, а значит, устройство нуждается в замене – потерян пусковой ток и емкость. Если и здесь все в порядке – можете устанавливать устройство в автомобиль и использовать его в штатном режиме.

Истории автовладельцев.

Евгений:

«Это ж до чего нужно довести автомобиль, чтоб аккумулятор настолько замерз???? У меня подмерзало как-то пару банок сверху, видно было, когда крышки снимал, ледик плавал. Отогрел, подзарядил, все ок. А так чтоб прям корпус раздувало, такого не видел».

Леха:

«Лед в АКБ – ее смерть. Практически не восстанавливается».

Игорь Николаевич:

«Попадал в такую ситуацию, прикурить побоялся, занес домой, отогрел, потом подзарядил стационарным зарядником, но накопитель не воскрес, думал, сделал что-то не так. Оказывается, все правильно, батарейка просто умерла».

Влад:

«Мой промерзал уже дважды. Отогревал, восстанавливал малыми импульсами, работает. Единственное, концентрацию кислоты не измерял и цвет электролита не смотрел, – лень. Раз заводится, значит, должно быть все нормально».

Максим:

«За прошлую зиму сменил из-за замерзания 2 новых батарейки, оказалось, нечестные продавцы или производители втюхали аппараты с малой плотностью, вот и результат. Теперь покупаю только проверенные марки, обязательно сразу после покупки замеряю плотность, ну, и чтоб уже вообще ничего не бояться, зимой укрываю свой аккум одеялом».

Видео.

Рекомендую прочитать:

Можно ли смешивать тормозную жидкость?
Замена воздушного фильтра Хендай Солярис.
Почему плавают обороты на холостом ходу?
Запах горелого масла в салоне автомобиля.

Дата последнего обновления: 13 Август 2017.   Комментарии: 9.    Размещено в Ремонт и обслуживание авто

К записи оставлено 9 коммент.

Приветствую!
Замерз аккумулятор — это конечно неприятность!
Но не нужно печалиться, проблема вполне разрешима!
Для начала осмотри аккумулятор на предмет щелей, отколов или разломов,так как лед может разорвать тончайшие пластиковые стенки корпуса. Далее помести аккумулятор в теплое место не менее, чем на 8 часов.Перед тем как начать заряжать аккумулятор убедись, что внутри нет льда, чтобы предотвратить замыкание.
Будьте внимательны в зимнее время!

Конечно никто не застрахован от подобной неприятности, но выход всегда имеется! Я, например, всегда советую друзьям и знакомым устанавливать гелевый аккумулятор. У нас, в Мурманске, сплошь и рядом такие «оказии» происходят. кто экономит тот свою «батарейку» на ночь домой заносит, а кто поумнее тот с новым аккумулятором катается. Конечно всегда надо держать источник питания на контроле, чтобы не стоять на обочине с «прикуривателями» и с завистью смотреть в след проезжающим счастливцам. Удачи всем на дорогах!

Насчет восстановления, как показывает опыт, шансов мало, это только если поймать момент начала заморозки. Если аккумулятор замерз так, что его надуло, то это уже прямая дорога в магазин за новым. Старый то еще походит, но заряд уже держать не будет. К счастью, чтобы аккумулятор заморозить — нужно машину неделю, а то и больше на морозе холодную держать. За все время только пару-тройку раз такое видел, и то, аккумы уже были на стадии «абыздох».

Если зимой аккумулятор не подает признаков жизни, это говорит о том, что перед стоянкой он плохо зарядился (неисправности генератора). Или в машине есть утечка тока (короткое замыкание).
Если нужно завести машину во что бы то ни стало — нужно как-то аккумулятор подогреть — занести в теплое помещение, погрузить в горячую воду, подогреть на небольшом костре.
После подогрева панель приборов «оживет» и машину можно будет завести с буксира.

Надо стараться вовремя предпринимать профилактические меры. У наших соотечественников обычно такая позиция: никто по осени не подозревает, что зима на носу. Товарищи, она каждый год приходит! А сложного ничего нет – утепли АКБ перед заморозками — и спи спокойно. Бережливость = экономия.
Утеплять можно чем угодно: шмат старого одеяла, шубейка подруги, тещин оренбургский любимый платок, а практичнее — обшить аккумулятор слоем пенопласта. Такой «пенал» все решает.

Что бы не угробить нормальный аккумулятор перед длительной стоянкой нужно снимать минусовую клемму. При пуске холодного, после длительной стоянки, двигателя аккумулятор необходимо разбудить т.е. подготовить, для этого нужно на короткое время включить свет. Батарея поработав в легком режиме прогреется и будет готова выдать максимальный ток. Если не снять клемму, при длительной стоянке батарея неминуемо разрядится в 0 и вполне может замерзнуть.

У нормального электролита температурный диапазон работы находится между -50° до +60°. Если машина не заводится, а аккумулятор замёрз, то размораживать имеет смысл только при отсутствии течей в пластиковом корпусе. Замёрзшая вода внутри ломает корпус. Я как-то раз размораживал промёрзший аккумулятор и из трещины в корпусе потекла кислота. Заделал её паяльником, но АКБ всё равно долго после этого не простоял, пришлось заменить.

Если у вас АКБ служит более 4-5 лет, или морозы зашкаливают (от -30 и ниже) то такая ситуация неизбежна. Как правило у меня подобное происходило утром, когда надо на работу. Для того, чтобы его реанимировать не снимая с автомобиля (для отогрева) я использовал литиевый аккумулятор, который подключал на 15 минут через салонный прикуриватель (в инструкции написано что можно подключать напрямую к автомобильному аккумулятору).  
С тем, чтобы аккумулятор раздувало не сталкивался, но я думаю, что после такого его проще выкинуть.

Попал один раз в такую неприятную ситуацию. Ехал с приятелем по М 8 в Архангельск и в районе Вельска решили хорошо отдохнуть. Оставили наш старенький Аутлендер при температуре -27 -30 на улице, простоял он часов 20. Корпус акб был покрыт слоем льда и выглядел полностью мертвым, денег на новый откровенно не было и мы решили попробовать реанимировать его. Аккуратно сняли, занесли в отель, оставили часов на 5 в пару метрах от батареи, нашли зарядное и оставили заряжаться. Благо все получилось и до Архангельска мы доехали на почти мертвом АКБ.

Оставить комментарий или два

Autoepohc