Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись?

В обеспечении надежности и длительного срока эксплуатации автомобиля решающую роль играют многие мелочи. К мелочам, приносящим, на неискушенный взгляд, мало пользы, относится смазка для клемм автомобильного аккумулятора. Неопытный автомобилист скажет, что современное оборудование в подобных методах ухода не нуждается, а полученный выигрыш не окупает затрат. Теоретически такая точка зрения имеет право на существование, но практика показывает ее ошибочность.

Зачем клеммам смазочные материалы?

Во время запуска двигателя стартер должен преодолеть значительное сопротивление массивного, холодного механизма. Высокие нагрузки приводят к увеличению потребляемого тока, составляющего при старте сотни ампер. Единственным источником электроэнергии в этот момент является аккумулятор.

Чтобы создать необходимый ток в цепи требуется выполнить два условия:

  1. Обеспечить достаточные напряжение на клеммах и степень заряда батареи;
  2. Позаботиться о минимальном сопротивлении в цепи.

Контроль состояния и своевременная зарядка АКБ решают первую задачу. С решением второй часто появляются проблемы. Легко посчитать, что при силе тока 100 А на ничтожном сопротивлении 0.1 Ом будет потеряно 10 В. Соответственно, даже лишние доли Ома в цепи «аккумулятор – стартер» чреваты трудностями с запуском силового агрегата.

Одна из причин неприятностей – окислы в зоне контакта клемм бортовой сети и выводов аккумуляторной батареи. Наблюдать их приходилось каждому автомобилисту — поверхности контактных пар покрываются светло-серым различных оттенков налетом.

Термин «окислы» обозначает весь спектр образующихся на клеммах веществ:

  • оксиды свинца и других металлов и сплавов, использующихся при изготовлении контактов;
  • соли различного состава.

По электропроводности они уступают применяющимся для элементов электрических соединений металлам и сплавам и создают в цепи дополнительное сопротивление. Появление окислов опасно и ускорением процесса саморазряда АБ.

Как образуются окислы?

Причин образования окислов и солей на контактных группах несколько;

  • Свинец и его сплавы, составляющие основу выводов АКБ и клемм на концах проводников бортовой сети, другие металлы, вступают в реакцию с кислородом воздуха с образованием оксидов (поверхности покрываются оксидными пленками). Интенсивному протеканию реакций способствует высокая температура воздуха под капотом.
  • При попадании в зазоры между контактами влаги начинается электролиз, продукты которого активизируют процессы окисления. Особенно заметно явление на старых автомобилях, где используются медные клеммы. Свинец выводов АБ и медь образуют электрическую пару, создающую ЭДС, под действием которой электролиз протекает более интенсивно.
  • В случае просачивания из АКБ электролита и его паров (при нарушении целостности корпуса, неплотном закрывании пробок на банках обслуживаемой батареи, неплотной заделки выводов или их расшатывания от постоянных вибраций) воздействие серной кислоты приводит к образованию сульфатов на поверхностях и в зазорах контактов.

Словом, окислы образуется в результате внешних воздействий на места соединения проводников электрической сети автомобиля и выводов аккумуляторной батареи. Чтобы не допустить развития процессов, места контактов следует изолировать, что с успехом выполняют смазочные материалы.

Какие смазки применять для аккумулятора автомобиля?

О том что смазка защитит место контакта от негативного воздействия внешних факторов автомобилисты догадались давно. Первоначально для этих целей применяли обычные жидкие масла, пропитывая войлок или фетровые прокладки. Одна такая прокладка с круглым отверстием надевалась на штырь АКБ, затем прикручивалась клемма, а сверху крепилась вторая прокладка.

Такой метод защиты работает и сегодня, однако производители предлагают материалы, демонстрирующие значительно бОльшую эффективность.

К ним относятся:

  • консистентные смазки;
  • спреи, очищающие и защищающие электрические контакты;
  • специализированные смазочные пасты.

Достоинства и недостатки консистентных смазок.

Когда говорят о смазке контактов АБ, производители, эксперты, пользователи подразумевают консистентные смазки. Считают, что создаваемый ими защитный слой надежен, а удерживаются на поверхностях эти материалы дольше.

В недавнем прошлом для зашиты клемм аккумулятора широко использовались солидол, Литол и подобные.

Но эти устаревшие материалы имеют некоторые недостатки:

  • с течением времени под действием высоких температур и других факторов твердеют, образуя при попадании в зазоры дополнительный изолирующий слой, повышающий сопротивление переходного контакта;
  • рыхлая структура не позволяет обеспечить длительную защиту, при использовании автошампуней легко смываются;
  • в составе нет специализированных присадок и добавок.

Сегодня специалисты рекомендуют пользоваться более эффективными продуктами. Из недорогих преимущество имеет Циатим.

Известные производители, например, Gunk и Liqui Moly предлагают специализированные варианты для защиты АКБ.

Они имеют масляную основу, отличную адгезию к контактам и устойчивость к воздействию внешних факторов (моющих автомобильных средств). С ними удобнее работать за счёт яркого цвета.

Общий недостаток консистентных смазок — они являются диэлектриками и при попадании в зазоры нарушают надежность электрического соединения.

Защитные спреи.

Такая продукция для автомобилистов представлена десятками брендов, например Hi-Gear, Permatex, SVITOIL и др. Основу материалов составляют очищенные масла (вазелиновое и пр.).

При нанесении распыляемые защитные препараты вытесняют воду с поверхности и быстро образуют сплошной тонкий слой. Обладают достоинствами, аналогичными консистентным смазкам, но уступают последним по прочности и стойкости защитного покрытия.

Смазочные пасты типа Molykote HSC Plus.

В состав пасты входят минеральное масло и твердые смазки. Основное отличие от консистентных – металлический мелкодисперсный наполнитель (медный или оловянный). В результате паста приобретает проводящие свойства, что позволяет использовать ее для смазки электрических соединений (улучшается контакт).

Дополнительными достоинствами являются широкий диапазон рабочих температур (допускается эксплуатация в пределах от -30 до +100 градусов ), высокая устойчивость, сохранение свойств при нагреве и других внешних воздействиях.

Как использовать смазочные материалы — инструкция.

Неопытные автомобилисты совершают ошибку (зачастую неверные сведения они получают из некачественного перевода инструкций к материалам зарубежных производителей), смазывая выводы аккумулятора перед надеванием клемм. В результате вместо защиты получают ухудшение переходного контакта, проблемы с запуском двигателя и опасность для аккумулятора.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Смазки для защиты клемм наносится только снаружи!

Вне зависимости от качества и стоимости материалов они не удаляют окислы! Прежде чем защищать место контакта необходимо обеспечить надежное соединение. Окислы удаляют, промывая контакты растворами соды (в концентрации не более 10%) или аналогичными препаратами на щелочной основе. Следует избегать использования бензина и ацетоновых растворителей, которые могут повредить изоляцию проводников и пластиковые конструкции, например, корпус аккумулятора. Хорошим методом является зачистка контактных поверхностей абразивами — мелкой наждачной бумагой или специальными ершиками (производитель «АкТех», например, включает рекомендацию в инструкцию по эксплуатации батареи).

Технология защиты достаточно проста:

  • Отключить АКБ от бортовой сети автомобиля, при необходимости снять;
  • Произвести обработку контактов, удалив налет и оксидные пленки (обрабатывается как выводы батареи, так и внутренние поверхности клемм сетевых проводников);
  • Установить аккумулятор, надеть клеммы на контактные штыри, плотно затянуть.
  • Нанести сверху защитные смазочные материалы.

Видео с рекомендациями эксперта.

Рекомендую прочитать:

Обкатка двигателя после капремонта.
Как часто менять масло в коробке передач?
Чем смазать петли дверей автомобиля?
Замена шаровых опор ВАЗ 2110.

Дата последнего обновления: 20 Январь 2018.   Комментарии: 6.    Размещено в Ремонт и обслуживание авто

К записи оставлено 6 коммент.

Давно боролся со своими клеммами. Родные клеммы окислились. Зачистка наждачкой надолго не спасала. Друг посоветовал смазку ликви моли. Однако в первый раз из-за того, что плохо зачистил смазка помогла не на долго. Кто будет пользоваться смазкой, обратите внимание на чистоту клемм, если их полностью не зачистите-проблема появится снова, пусть не так быстро как без нанесения защиты!
Зачистил хорошо клеммы, 3-й год катаюсь и проблем не знаю.

Есть один старый способ очистки аккумулятора от окиси — зто обыкновенная вода. Клеммы отмачивают в воде а потом промывают водой с помощью губки. После чего высушиваются. Ни одна специальная жидкость не очистит так клеммы как вода. После того как клеммы высохнут, наносите специальную смазку и хорошо прикрепляите и[ к аккумулятору. Такой способ защитит ваши клеммы на долго от окисления, и у вас не будет проблем с аккумулятором.

У меня в машине очень старенький и слабенький аккумулятор, поменять пока нет возможности, поэтому выжимаю из него все что могу. Особенно зимой КПД аккумуляторной батареи очень важно. Даже не задумываясь, всегда смазывал литолом, причем не всегда идеально зачищая клеммы. После применения консистентные смазки Gunk проблема решилась и заводить машину получается легче. Посоветую такой вариант решения окисления клемм отцу, который делает все по-старинке.

Наиболее предпочтительным средством обработки клемм аккумулятора, на мой взгляд являться аэрозольный распылитель. Среди его преимуществ — компактность баллончика и легкодоступность в любой момент(у меня постоянно валяется в бардачке). К преимуществам можно отнести и хорошую эффективность(Напшикал и порядок, влага не пройдет), также обработка аэрозолем очень оперативна (это удобно при дефиците времени).

Однозначно, смазка клемм аккумулятора является залогом долговечной работы аккумуляторной батареи. Ведь хороший контакт обеспечивает уверенный пуск двигателя и постоянный заряд батареи. Мой дед был механиком, и от него я узнал все азы и тонкости касающиеся техники, в том числе и про смазку клемм аккумулятора. Раньше клеммы смазывали обычным литолом, предварительно очистив от окиси. Сейчас существует масса средств для обработки. Суть этих средств одна, защитить клеммы от окисления. При выборе нужно определиться по цене, и по удобству применения.

Клеммы аккумулятора можно смазывать самыми разными маслами, как текучими так и густыми. Недостаток жидких, они служат не долго. Подсолнечное масло, оливковое, льняное, кунжутное и т.д. Такие масла сидят на клеммах сутки, двое. Лучше использовать салидол, вазелин, срок их службы гораздо выше. Аэрозоли не плохо, но не всем по карману.

Оставить комментарий или два

Autoepohc