«Помеха справа» — правило ПДД.

Большинство действий и ситуаций на проезжей части оговорены нормами ПДД: что делать, водителю всегда подсказывают светофоры, регулировщик, разметка и дорожные знаки. Во всех остальных случаях, когда регуляторов дорожного движения просто нет или они бездействуют, принято руководствоваться «правилом правой руки», оно же – «помеха справа».

Определение.

Стоит признать, что в ПДД Российской Федерации нет конкретного описания такого термина, как «помеха справа» или «правило правой руки», его значение логично вытекает из п. 8.4, п. 8.9 и п. 13.11 этих правил, которые предписывают водителям в случаях неоговоренной и никак не обозначенной очередности проезда перекрестков, при одновременном перестроении с одной полосы в другую, а также на равнозначных пересечениях пропускать машины, движущиеся по правой стороне.

Но делать это следует лишь при наличии следующих условий:

  1. ни один из участников не имеет статусного преимущества;
  2. траектории движения транспортных средств пересекаются;
  3. обстановка, в которой оказался автовладелец, не оговаривается пунктами ПДД.

Правило очень простое и понятное, однако в реальной жизни именно с его незнанием или неправильным применением и связано большинство случающихся дорожно-транспортных происшествий, поэтому давайте рассмотрим его максимально подробно во всех наиболее распространенных случаях (для наглядности будем использовать картинки).

Правила ПДД при движении на перекрестке.

Ситуация 1 – вы находитесь на обозначенном перекрестке (есть знаки приоритета – главная и второстепенная дороги).

По знакам очевидно, что первыми здесь будут двигаться оранжевый и желтый автомобили, а мотоцикл и синяя машина уже после них, но все траектории пересекаются, поэтому движение нужно начинать по одному.

Итак, первым перекресток должен проехать оранжевый автомобиль, т.к. он находится на главной дороге и не имеет препятствий со стороны правого борта (синий автомобиль и мотоцикл ими не являются, поскольку находятся на второстепенных дорогах), затем свое следование должна продолжить желтая машина – она тоже находится на главной дороге и имеет преимущество перед прочими участниками дорожного движения за исключением оранжевой легковушки, находящейся по правую руку водителя. После свой путь могут продолжить мотоциклист и синее транспортное средство, причем первым среди них тронется именно мотоциклист, поскольку в отношении синего авто он находится по правую руку.

Ситуация 2 – вы находитесь на необозначенном перекрестке равнозначных дорог.

Что делать при описанных выше обстоятельствах и полном отсутствии знаков? Как понять, кому ехать первым, ели все автомобили друг для друга выступают помехами? Здесь придется ориентироваться на месте и договариваться с другими автомобилистами жестами и/или морганием фар (означает «пропускаю»). Как только проедет первая машина, остальные в очередности «по часовой стрелке» тоже могут продолжать свой путь.

Обратите внимание: описанные выше действия характерны и для классического перекрестка, и для Т-образного. Не стоит думать, что если дорожная полоса примыкает к такому пересечению она считается второстепенной, это совершенно не так!

Ситуация 3 – один участник двигается по прямолинейной траектории на зеленый сигнал светофора, второй выезжает на нее с поворота по разрешительной дополнительной секции, при том, что основной цвет светофора красный.

При таких обстоятельствах «помеха справа» не действует, поскольку автомобилисты изначально находятся в неравнозначных позициях и согласно ПДД тот, кто едет на дополнительную секцию при основном запрещающем сигнале светофора, прежде, чем совершить маневр, должен пропустить все транспортные средства, двигающиеся на основной разрешающий сигнал светофора.

Перестроение.

Ситуация 1 – одновременное перестроение равнозначных субъектов.

В данном случае для водителя легкового автомобиля мотоциклист – это препятствие справа, поэтому свой маневр он будет осуществлять вторым.

Ситуация 2 – маневр осуществляет только один из участников, второй двигается прямо.

Здесь правило помехи справа действовать не будет! Тот, кто совершает перестроение, всегда уступает транспорту, двигающемуся без смены направления.

Правила ПДД при разъездах на автозаправочных станциях и парковках.

Вариант 1 – вы выезжаете с места стоянки одновременно с другим автомобилем, закономерно возникает вопрос: при повороте налево кто из водителей должен уступить?

Ответ: уступить должны именно вы, так как пока машины стоят на своих местах, никто никому не создает никаких препятствий, но стоит только тронуться и вас появится помеха справа, а у второго водителя нет.

Вариант 2 – легковое авто выезжает с АЗС (дворовой территории) на проезжую часть, по которой движется грузовик.

В данном случае рассматриваемое в данной статье правило не действует, поскольку транспорт, выезжающий с прилегающей территории обязан уступать всем.

Когда «помеху справа» применить нельзя.

  1. Когда один из участников движения – пешеход, трамвай или автомобиль со спец. сигналом (они в любых ситуация обладают преимущественным правом).
  2. Когда участники находятся на позициях с разным приоритетом (предписанных регулировщиком, светофором, знаками).
  3. В начале движения или при движении задним ходом – здесь водитель обязан уступать всем.

Истории автовладельцев.

Дмитрий:

«Правила правилами, но в реальной жизни им следуют далеко немногие, к примеру, я живу на небольшом переулке и выезжая на равнозначный перекресток (светофора и знаков нет), где переулок встречается с улицей, по правилу «правой руки» мне все, кто движется слева, должны уступать. На деле дорогу уступаю я и только потому, что просто жалко свою машину, если в нее кто-то впишется… первое время ругался, но понял, что делать это бесполезно, у нас народ привык считать, что тот, кто движется прямо или у кого дорога шире, тот и в приоритете, поэтому, боясь попасть в ДТП, приходится ездить не по правилам, а по понятиям».

Веня:

«Помнить про правило правой руки, конечно, хорошо, но еще лучше в спорных ситуациях руководствоваться правилом 3Д – «дай дорогу дураку» – так безопаснее».

Миша:

«Правило помехи справа действует всегда, главное, не забывать следить за действиями других водителей».

Юрий:

«Абсолютно согласен с написанным, вот только сотрудники ГИБДД, составившие на меня протокол пару недель назад, считают по-другому. Ситуация такая: Т-образный перекресток на дворовой территории, один водитель едет прямо, другой (я) поворачивает на прямую дорогу, став помехой справа для первого, машины сталкиваются. ГИБДД называет виновным меня, аргументируя, что тот, кто ехал прямо, осуществлял движения, а тот, кто выезжал на дорогу совершал маневр. А раз это маневр, то я первым делом должен был убедиться в его безопасности и только потом выезжать на перекресток, так что, даже если вы абсолютно уверены в своей правоте, не торопитесь!»

Видео пособие.

Рекомендую прочитать:

Правила переезда железнодорожного переезда.
Штраф за отсутствие страховки ОСАГО?
Как оформить ДТП с 1 июля 2015 года?
Что главнее знак или разметка (реалии 2015 года)?

Дата последнего обновления: 15 Апрель 2017.   Комментарии: 6.    Размещено в Правила дорожного движения

К записи оставлено 6 коммент.

По началу данное правило кажется нереально сложным, особенно, если на перекрестке скапливается несколько автомобилей с разных направлений, однако, с опытом, все это оттачивается до автоматизма, хотя, безусловно, гораздо надежнее, когда имеется светофор — тогда просто не забиваешь особенно голову, но для навыков вождения это хуже…

Вот, правильно, сложно было привыкнуть. Правило «правой руки» и «уступи дураку дорогу» — тоже было. Все естественно происходило по ситуации.
Бывает какой-то идиот, простите, перед носом выскочит и ты еле успеваешь затормозить машину и ему все-равно какая ты помеха! Я стараюсь действовать по правилам, наши доблестные ГИБДД на каждом шагу, а я только отучилась и столько уже разных ситуаций было, что хоть бери и пешком ходи!
Друзья, давайте будем дорожить не только своей жизнью, но и жизнью других!

Постоянно читаю форумы и отзывы по данной теме — ясно одно — водители (особенно начинающие) не понимают, что правила написаны так, что бы их запомнить и применить было максимально быстро и просто. Каждый пункт сборника ПДД написан кровью. Как пример, простое правило «Помеха справа» касается даже пропуска встречного авто при повороте налево. Мы поворачиваем и у нас появляется помеха справа. Как можно некоторым до такого не догонять? Проще же уже некуда.

Правило «правой руки» конечно хорошее, и позволяет избежать каких-либо неясностей на дороге, когда все водители соблюдают ПДД, но когда утром едешь на работу в час пик, и все спешат я обычно в первую очередь полагаюсь на правило 3Д «дай дураку дорогу», так как однажды попал в ДТП, и хотя я был не виноват, но процесс общения с гаишниками, выяснение отношений и потом ремонт автомобиля не самое приятное дело. Так, что будьте аккуратнее на дорогах!

Все должны соблюдать правила ПДД, но в нашей жизни, ни для кого ни секрет, начинающая езда, где водители теряются и, на мой взгляд, забывают все правила дорожного движения. И вот в таких ситуациях начинает действовать правило 3Д. Хотя есть исключения для тех, кто за рулем ни один десяток лет, «водители экстрималы», ездят только по своим правилам. Ведь самое элементарное, то же правило правой руки, мне кажется, школьник запомнил быстрее, а другие всю жизнь нарушают. Жаль что ГАИшники не всегда это замечают. Обидно когда по чьей то глупости или тупости, виноватым можешь оказаться именно ты.

Я еще в 18 лет закончила авто школу, и знаю все правило достаточно хорошо, но так как у меня нет личного автомобиля, то опыт вождения не большой. Иногда езжу на машине мужа, и когда я стою на регулируемой перекрестке, то вроде все понятно, кто должен ехать, но буквально недавно сложилась такая ситуация, которая ввела всех водителей в ступор. Я выезжала со своего двора, параллельно мне ехала еще одна машина, и с улицы выезжает 3 машина. В общем мы стоим буквой Т и несколько минут не можем решить кому же все таки надо ехать первому. В общем забавная ситуация получается, особенно когда это происходит неожиданно.

Оставить комментарий или два

Autoepohc