Как открутить прикипевший болт или гайку?

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями .

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.

Рекомендую прочитать:

Страхование автомобиля КАСКО.
Сел аккумулятор, как завести машину?
Как накопить на машину?
Потерял ключи от машины, что делать?

Дата последнего обновления: 18 Март 2017.   Комментарии: 7.    Размещено в Полезные советы автолюбителям

К записи оставлено 7 коммент.

Была подобная проблема у мужа в машине, измучились всей семьей, перепробовали все что возможно. Сначала муж пробовал использовать как и описано в статье все что было под рукой в гараже — бензин, солярка, тормозная жидкость, керосин. Наносил на нужный участок и выжидал около 2 часов, результат у нас был, но не значительный. Потом решил попробовать уксусную и лимонную кислоту. К вечеру когда уже нервы были на грани муж взял дрель и аккуратно выпилил болт.

Сам частенько чиню машины. Тема постоянная и нудная, в большинстве случаев, помогает описанная в статье Wdшка, но работает не сразу, требуется, чтобы состав «впитался» и размягчил соединение, но бывают случаи когда и она бессильна. Недавно, в магазине, увидел приспособу для раскола гаек, надевается на гайку штука, похожая на ключ, а сбоку клин, путём вкручивания этого клина гайка раскалывается, заказал естественно, в Китае, хороша вещь, но только для средних гаек, но ведь и используют их чаще всего в авто. Про высверливание болта знал, но про забивание клина, который показан на последней картине не слышал (хотя и видел их в продаже, не придавал значения) и вот какой возник вопрос, когда я его забиваю, ведь получается, что болт будет распирать? Кто пробовал такой инструмент, опишите, обычно высверливаю и нарезаю резьбу под болт побольше или пользуюсь сваркой, прихватываем часть головки болта к большой гайке и массивным ключом выкручиваем, тоже помогает.

Ремонтирую японские мотики и это скажу я вам неприятная проблема — прикипевшие болты! Данные рекомендации действенны и часто практикую их с проблемной парой болт+гайка.Сначала пытаюсь WD-40, после обстукиваю молоточком вокруг чтобы ржавчина отошла и пытаюсь открутить.
В основном это самый эффективный порядок действий чтобы открутить ржавый крепеж, если нет, то вступает тяжелая артиллерия — болгарка или дрель.
Про кислоты говорили мужики, лично такой способ — не проверял пока. Попробую обязательно.

Работая в сельском хозяйстве механизатором, мне часто приходилось иметь дело с ржавчиной или грязью на резьбе. Бывали случаи когда с хорошим ключом в руках отламывал болты, шпильки. Самым простым способом открутить такую резьбу был при помощи нагрева и резкого охлаждения водой. Раскаляли до красна и поливали водой по резьбе, метал остывал и грязь отступала, а вода ее вымывала. Перед тем как откручивать нужно дождаться пока метал полностью остынет, в противном случае можно испортить резьбу.

Приобретая свой первый автомобиль, при осмотре заметил лёгкий налет ржавчины на шпильках колёс, но особого внимания не уделил, о чем в дальнейшем пожалел. Сезон откатал, пришло время менять резину, решил все сделать своими руками, шпильки с гайками закисли намертво, первую благополучно сломал, пробовал и вд-40 и молотком простукивал, ничего не помогло, запустил это дело. Пришлось работать зубилом. С тех пор пытаюсь не доводить до такого, и при любой возможности стараюсь обрабатывать все резьбовые соединения уже на новом авто.

Метод химического воздействия на прикипевшие болты и гайки действует только в том случае, если все не сильно критично. Обычно, поливаю эту закисшую пару соляной кислотой и жду пару часов, потом нормально все откручивается, если приложить усилия или воспользоваться рычагом. Но случалось, что кислота не помогала. Тогда окатывал сначала кипятком приваренное, потом лил холодную воду, часто этот метод срабатывал и тоже все нормальное раскручивалось. Но однажды меня сосед попросил помочь ему с древним «Уралом». Я как заглянул в его «внутренности»… Сказать «жесть» — это ничего не сказать! Там все было прикипевшее и что только я не перепробовал, к каким методам воздействия не прибегал — все было без толку, помогли лишь дрель и зубило. Могу сказать одно — до такого технику доводить нельзя.

Не так давно у меня была похожая ситуация: я собиралась менять колёса, а открутить не смогла их из-за ржавчины на болтах.

Так как мужчины у меня нет, то я решила пытаться сама решить свою проблему, и вечером начала искать в интернете советы, как это можно сделать, наткнулась на этот сайт, попробовала механический метод и всё получилось! Неделю назад, у моего брата была похожая проблема. Он мне начал рассказывать про неё, и я ему даже помогла — подсказала правильный вариант решения.И, конечно же, он сработал.

Оставить комментарий или два

Autoepohc