Каталитический нейтрализатор (катализатор) – один из элементов выхлопной системы автомобиля, отвечающий за дожег отработавших газов до экологических норм (ЕВРО 2, 3, …, 5). Располагается он, как правило, между выпускным коллектором/турбиной и средней частью глушителя (гофры, резонатора, основного глушителя), и нужен для того, чтобы сократить или полностью нейтрализовать количество вредных выбросов в атмосферу.
Contents
Устройство и принцип работы.
При сгорании в ДВС топливная смесь выделяет множество вредных для здоровья человека и природы веществ, поэтому на пути выхода отработанных газов наружу производители автомобилей стали устанавливать стальную бобину – катализатор – своеобразный фильтр вредных веществ в выхлопных газах, проходя через который эти газы очищаются.
Состоит этот «фильтр» из трех основных элементов:
- корпусной части (кожуха) – того, что видит глаз человека;
- изолятора (теплоизоляционного слоя) – располагается между корпусом и «начинкой» устройства, нужен для того, чтобы поддерживать необходимую для химических реакций температуру – 300 градусов (к слову, для этих же целей нейтрализатор располагают в непосредственной близости к приемной трубе или вообще на ней);
- блока-носителя – главного элемента устройства, представляющего собой множество огнеупорных керамических ячеек-сот, внутри которых находится специальное вещество, состоящее из 3 компонентов: родия, платины и палладия. Платина и родий образуют восстанавливающий катализатор – он сокращает выбросы оксидов азота, расщепляя их на кислород и газообразный азот, – а платина и палладий – окислительный, наоборот, окисляющий оксиды азота до такого состояния, при котором он вступает в реакцию с несгоревшим кислородом, образуя углекислый газ.
Принцип работы прост: поступая в каталитический нейтрализатор автомобиля, выхлопные газы подогревают его до 270-300 градусов, в результате чего присутствующие в них опасные соединения NOx (вредные выбросы, оказывающие пагубное воздействие на слизистый ткани человека, а также провоцирующие возникновение в атмосфере смога и кислотных дождей), CO (угарный газ – ядовитый, без запаха и цвета), CHx (летучие органические соединения, главные компоненты смога), соприкасаясь с поверхностью ячеек-сот, вступают в реакцию с катализаторами, восстанавливаются и окисляются в безвредные CO2 (углекислый газ), N2 (азот – главную составляющую воздуха) и H2O (воду).
Ресурс автомобильного катализатора, основные неисправности и их признаки.
В теории катализатор достаточно надежный элемент и готов служить если не вечность, то 100-120 тысяч км пробега точно. Однако на практике из строя он выходит гораздо раньше. Возможных причин этого множество:
- механическое повреждение;
- резкий перепад температур, когда, например, разогретый катализатор оказывается в сугробе снега или луже;
- сбои в системе зажигания – неисправность свечей, катушки зажигания могут провоцировать неправильное смесеобразование в результате которого сгорать полностью топливо будет не в камере сгорания, а в каталитическом нейтрализаторе, тем самым его разрушая;
- некачественное топливо;
- плохие дороги – провоцируют перегрузку устройства;
- попавшее в катализатор из турбины или ДВС масло и др.
Какая бы из них не стала решающей, о поломке катализатора автомобиля вам подскажут:
- горящая лампочка CHECK ENGIRE с кодом ошибки Р0420-Р0430 (эффективность ниже порога либо неэффективная работа) – если катализатор вышел из строя мгновенно (нарушилась целостность его корпуса, произошел обрыв проводки одного из лямбда-зонтов, присутствующих в кожухе устройства;
- сниженная динамика авто, увеличенный расход и упавшая мощность двигателя – подскажут вам, что произошло закупоривание (оплавление) сот катализатора, по причине которого отработанные газы просто не могут выходить во внешнюю среду в нормальном режиме;
- появление едкого запаха сероводорода («тухлых яиц») из-за превышения содержания СО в выхлопах;
- посторонние звуки под днищем автомобиля или капотом (в зависимости от того, где в вашем автомобиле установлен каталитический нейтрализатор).
Заметив один, несколько или все сразу перечисленные признаки, в кратчайшие сроки постарайтесь провести диагностику систем зажигания и питания, проверить все датчики и, конечно, катализатор – его следует проверять в последнюю очередь, т.к. чаще всего выход из строя данного узла – это уже следствие каких-то проблем, поэтому дабы не тратить зря деньги (а стоит автомобильный нейтрализатор не так уж и дешево и ремонту он не поддается), не поленитесь и тщательно продиагностируйте весь свой автомобиль, ведь любая мелкая поломка без своевременного ремонта всегда провоцирует возникновение куда более серьезных проблем: даже просто поврежденный катализатор может вызвать необходимость капитального ремонта двигателя – сложного и дорого, поэтому если выясниться, что проблема в нем – не тяните с заменой.