Как выбрать автомобильный домкрат?

Одним из самых необходимых инструментов в автомобиле является домкрат. Основными характеристиками, по которым производится его оценка, являются:

  • грузоподъемность – означает, какую максимальную массу данный домкрат способен выдержать;
  • высота подъема  или максимальное расстояние от поверхности до опорной точки (подхвата) домкрата в верхнем рабочем положением;
  • высота подхвата —  это минимальное расстояние между поверхностью и подхватом в нижнем рабочем положении;
  • собственный вес – вес домкрат в рабочем положении;
  • рабочий ход – это расстояние между самым верхним и самым нижним положениями инструмента.

Кроме того все домкраты различаются между собой по принципу работы, выделяют: винтовые, гидравлические, реечные и пневматические домкраты. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Винтовые домкраты.

Самая распространенная разновидность домкратов: ей комплектуется продукция практически всех автопроизводителей. Выделяют вертикальные винтовые домкраты и горизонтальные (ромбовые).

Вертикальный домкрат известен своим присутствием в автомобилях ВАЗ. Он представляет собой штангу в виде буквы «Г» с расположенной сверху ручкой. Его несущими частями являются винт и корпус. Подхват такого домкрата закреплен шарнирно и крепится в специальный паз, находящийся в днище Жигулей. Большим минусом вертикального домкрата является необходимость его крепления непосредственно в предназначенном для этого месте. А ведь такое место имеет свойство деформироваться и забиваться грязью.

Домкрат автомобильный ромбический более популярен, чем вертикальный: он входит в комплектацию почти всех современных автомобилей. Фактически горизонтальный домкрат представляет собой струбцину, сжимающую 2 шарнирно закрепленных плеча, которые двигаются в противоположном направлении относительно друг друга.

Достоинства данной разновидности домкрата заключаются: в малом собственном весе, простоте работы, компактности и дешевизне. А главным плюсом является малая высота подхвата, т.е. машина с пробитым колесом и низким клиренсом может быть поднята без особых проблем. Однако при его использовании следует помнить, что он обладает низкой устойчивостью, поэтому обязательными будут колесные упоры, при том, что транспортное средство должно находиться на максимально твердой и горизонтальной поверхности. Иначе домкрат может сам себя уложить набок при этом, продавливая гранями упоров то, на чем стоит.

Кроме того есть у ромбового домкрата еще один недостаток – это то, что шарнир, который передвигается по винту, его резьба, а также резьба самого винта, подвергаются механическим нагрузкам, которые через какое-то время приводят к поломке инструмента. Также нельзя отнести к плюсам горизонтального домкрата – невозможность работы с тяжелым весом. Так, с помощью горизонтального домкрата можно поднять груз весом до полутора тонн, но не более, больший вес может сорвать резьбу винта или шарнира. Хотя в целом ромбовые домкраты являются наиболее подходящим вариантом для мелкого ремонта или замене колеса на дороге.

Гидравлические домкраты. 

В основе принципа работы гидравлических домкратов лежит использование жидкости (принцип сообщающихся сосудов), в качестве которой, как правило, используется гидравлической масло. Конструкция такого домкрата представляет собой насос, качание которого вручную или при помощи электричества, вызывает заполнение нижней части цилиндра маслом, которое и поднимает поршень (вместе с грузом) вверх. Необходимой составляющей такого насоса является перепускной клапан, состоящий из нагнетательного и всасывающего клапанов: всасывающий клапан располагается на патрубке резервуара и препятствует возврату гидравлического масла в резервуар при опускании плунжера насоса, а нагнетательный – на патрубке цилиндра, он не позволяет маслу покинуть цилиндр при подъеме насосного плунжера. С помощью открытия данного клапана можно скинуть давление и тем самым опустить груз на поверхность. Главной особенность гидравлического домкрата является несжимаемый рабочий материал (жидкость), который обеспечивает плавность подъемов, опусканий, фиксирования груза на нужной высоте, а также точность торможения. Кроме того гидравлические автомобильные домкраты имеют высокий КПД (до 80%) и высокую грузоподъемность, более 100 тонн. Недостатками можно назвать: относительную медлительность, сложность транспортировки и хранения.

Как и в предыдущем случае, гидравлические домкраты имеют свои подвиды, выделяют:

  • вертикальный (бутылочный),
  • подкатной
  • и трансмиссионный домкрат.

Бутылочные устройства в основном применяются в грузовом автотранспорте, поскольку имеют большую грузоподъемность — до 100 тонн. Подкатной автомобильный домкрат по принципу работы похож на бутылочный, но с одним отличием: ось цилиндра располагается не в вертикальной оси, да и поршень не совмещен напрямую с подхватом. Он чем-то напоминает тележку на колесах, способен катиться на ровной поверхности. Чаще всего такие домкраты встречаются на станциях киномонтажа. Ну, а трансмиссионный автомобильный домкрат отличает оснащение специальной поворотной рамой. 

Реечные домкраты. 

Основой реечного домкрата является вертикальная рейка с отверстиями или зубцами. Подхват его передвигается в вертикальной плоскости при помощи качающегося рычага или вращающейся зубчатой шестерни (в таком случае рычаг у домкрата заменен ручкой вращения). Этот вид автомобильных домкратов обладает высоким КПД – 85%, благодаря которому и большой грузоподъемности, он нашел свое применение в грузовом автотранспорте. Основным недостатком данного инструмента является его размер: например, в багажнике легкового авто места ему будет мало.

Пневматические домкраты. 

 Пневматический домкрат использует воздух в качестве рабочего материала. Конструктивно он представляет собой насос и поршень в цилиндре. Эти домкраты в автомобильном деле встречаются наиболее редко, ведь воздух тяжелее удержать в закрытом объёме. Свое применение пневматические или надувные домкраты нашли в аварийных и спасательных работах.

Видео-инстрцукия по выбору автомобильного домкрата

Рекомендую прочитать:

Cиликоновая смазка для авто.
Расшифровка VIN кода Mercedes.
Что такое биксенон?
Что лучше, барабанные или дисковые тормоза?



03 Март 2013.   Комментарии: 0.    Размещено в Автоазбука

Оставить комментарий или два

Autoepohc