Гидроудар двигателя.

Автомобили, заглохшие в глубоких лужах, образовавшихся в результате сильного дождя – явление не редкое. Причины этого различны, но самым неприятным вариантом для автовладельца становится гидроудар.

Что такое гидроудар двигателя (и немного о терминологии)?

Мастера-автомеханики, водители, владельцы автомобилей называют гидроударом ДВС явление, вызванное попаданием в цилиндры ДВС жидкости в объеме большем, чем объем камеры сгорания.

Термин используется не совсем верно. В гидродинамике гидравлический удар (гидроудар) – явление, возникающее в заполненной жидкостью системе при резком изменении скорости потока. В этом случае в объеме формируется фронт ударной волны, приводящий к разрушительным последствиям.

В двигателе основным фактором разрушений становится присущая практически всем жидкостям несжимаемость (малая сжимаемость). Следует отметить, что эффект гидроудара может проявиться при незначительном (меньше объема камеры сгорания) накоплении жидкости в надпоршневом пространстве.

Причины гидроудара.

Гидравлический удар ДВС становится следствием попадания жидкости в цилиндры. Причинами являются:

  • Попадание воды через воздухозаборники и воздушный фильтр. Вода заливается при преодолении глубоких водных преград (например, наполнившихся в результате дождя ям). Для появления проблемы достаточно и неглубокой лужи, преодолеваемой на высокой скорости – поднятая стена воды заливает воздухозаборники.
  • Затекание в цилиндры охлаждающей жидкости через трещины в стенках блока или ГБЦ.
  • Попадание в цилиндры потока масла (масло также является несжимаемой жидкстью), например при переломе вала турбины через впускной коллектор и ТКР.

Процесс гидроудара в ДВС и его последствия.

При движении поршня к верхней мертвой точке павшая в цилиндр несжимаемая жидкость оказывает возрастающее сопротивление, препятствует поступательному перемещению. Пара шатун-поршень испытывает возрастающие механически нагрузки сжатия.

В результате возможны:

  • Произвольная остановка ДВС (автомобиль глохнет);
  • Деформация юбки поршня. Благодаря высокому механическому усилию сжатия возрастает трение, проворот шатуна на поршневом пальце оказывается невозможным, движение коленвала заставляет пару проворачиваться как единое целое. Юбка поршня с усилием прижимается к стенке цилиндра, деформируется.
  • Действие продольных сил сжатия и поперечных усилий, передаваемых от коленвала, деформирует шатун. В зависимости от величины искривления возможно заклинивание группы в цилиндре или, выход поршня за отметку, характерную для нижней мертвой очки при нормальной работе и удар «щеками» коленвала на следующей половине оборота.

К аварии приводит любое скопление жидкости в надпоршневом пространстве, даже если объем ее меньше объема камеры сгорания. В этом случае ход поршня также уменьшается, свободный поворот шатуна на пальце оказывается невозможным, возникает деформация. Разница заключается только в ее степени.

Такой вариант чреват не менее серьезными последствиями. Наблюдается незначительное снижение компрессии в цилиндре, однако решающей роли для функционирования ДВС не играет. Владелец продолжает эксплуатацию автомобиля, деформированный шатун испытывает дополнительные знакопеременные изгибающие нагрузки (величина зависит от степени деформации). Металл накапливает усталость, спустя некоторое время разрушается (при незначительных повреждениях пробег до аварии может составлять до 5 тыс.км). В итоге — обрыв шатуна, разрушение цилиндра (кулак дружбы), деформация поршня.

Следует знать, что прикладываемое к поршневой группе усилие – действительно огромно. Определяется оно:

  • моментом двигателя;
  • инерцией автомобиля – сила к коленвалу прикладывается даже при заглохшем моторе через трансмиссию.

Соответственно, растет величина давления, которое испытывают конструкции блока цилиндров.

Последствия гидроудара.

Частично о последствиях гидравлического удара сказан выше:

  • Деформация шатуна (ВОЗНИКАЕТ НЕИЗБЕЖНО, вне зависимости от объема попавшей в камеру сгорания воды!);
  • Разрушение шатуна;
  • Деформация поршня;
  • Полное разрушение или повреждение стенок цилиндра;
  • Повреждение корпуса бока цилиндров;
  • Повреждение шпилек крепления головки блока (под давлением);
  • Разрушение прокладки ГБЦ.

Наиболее легкий вариант для автовладельца – заглохший в результате гидроудара мотор. В этом случае можно рассчитывать на ограниченные последствия – деформацию шатунов, замену одной или нескольких поршневых групп.

Несколько отличается гидравлический удар в автомобилях, оснащенных дизельными моторами. Поскольку у дизеля объем камер сгорания значительно меньше, последствия выражены ярче – без заметной деформации или разрушения шатунов не обходится.

Расходы владельца.

Гидроудар – серьезный удар по работоспособности двигателя и, соответственно, по карману владельца. Минимальные затраты – удаление жидкости из двигателя, диагностика неисправностей, замена одной или нескольких поршневых групп, составляют несколько десятков тысяч рублей. Решение более серьезных проблем обойдется в 50-150 тысяч, затратами на капремонт или полную замену двигателя.

При этом страховые компании рассматривают случай как попадание посторонних предметов в двигатель, что, согласно правил страхования, является поводом для отказа в выплате возмещения.

Признаки гидроудара.

О факте гидроудара двигателя судят по различным признакам. Заглохший при движении по глубокой воде двигатель – свидетельство явное, требующее немедленных верных действий. Явление вызванное другими причинами или протекающее без остановки ДВС диагностировать сложнее. Сделать заключение позволяют:

  • Влажный воздушный фильтр. Промокший фильтрующий элемент позволяет сделать вывод попадании влаги в цилиндры. Косвенным признаком гидроудара в недавнем прошлом станет покоробившийся бумажный фильтр (синтетические материалы после высыхания формы не теряют, по их состоянию судить о попадании воды в камеры сгорания не поучится).
  • Деформация и разрушение шатунов.
  • Деформация шатуна приводит к смещению верхней мертво точки поршня. Соответственно, смещается полоса нагара на стенках цилиндра в надпоршневом пространстве — заметное ступенчатое изменение ширины полосы свидетельствует о возможном гидроударе. Признак позволяет судить о деформации шатуна даже в случае его обрыва.
  • Контактное пятно на юбке поршня, нарушение геометрии детали.
  • Следы трения поршня по стенкам цилиндра (стирается полоса нагара, появляются характерные задиры).
  • Падение компрессии на одном или нескольких цилиндрах вследствие нарушения геометрии шатунов и увеличения объема камеры сгорания.
  • Следы диагонального износа на вкладышах, к появлению которых приводит нарушение траектории движения деформированного шатуна.

Действия при гидроударе.

Водителю заглохшего при движении по глубокой воде автомобиля:

  • Не следует пытаться завести двигатель стартером;
  • Необходимо поверить воздушный фильтр, убедиться в падании воды в камеры сгорания.
  • Следует вывернуть свечи и попытаться повернуть вал ДВС, при движении поршней часть жидкости выдавит.
  • Обязательно доставить авто на СТО для детальной диагностики, просушки блока, ремонта. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ буксировать машину, предпочтительнее воспользоваться услугами эвакуатора.

Последний пункт обязателен к выполнению при любом подозрении на гидравлический удар, даже если мотор не заглох. Отказ приведет к серьезной аварии, потребуются значительные расходы в дальнейшем.

Как не допустить гидроудара?

Профилактика сводится к:

  • Контролю технического состояния авто, позволяющего избежать нештатного попадания жидкостей (антифриза, масел) в камеры сгорания;
  • Аккуратному преодолению глубокой воды – рекомендуется поддерживать повышенные обороты, развивать скорость не выше 10 км/ч.

Видео с рекомендациями специалистов.

Рекомендую прочитать:

Что такое датчик массового расхода воздуха?
Ремень ГРМ - что это?
Что лучше ГУР или ЭУР?
Чем отличается масло 5w40 от 5w30?

Дата последнего обновления: 13 Май 2018.   Комментарии: 0.    Размещено в Автоазбука

Оставить комментарий или два

Autoepohc