Датчик температуры охлаждающей жидкости — назначение, расположение, неисправности, проверка и замена.

В современном автомобиле система охлаждения не только обеспечивает оптимальный температурный режим силового агрегата, позволяя отдавать максимальную мощность. В ее функции входят также:

  • быстрый прогрев двигателя (термостат осуществляет перекрытие трубопровода радиатора, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать только по малому кругу – внутри охлаждающей рубашки мотора);
  • управление работой вентилятора, обдувающего радиатор;
  • контроль температуры и выдача сигналов на приборы индикации и электронный блок управления (ЭБУ), который по измеренной величине корректирует процентное содержание компонентов топливно-воздушной смеси и управляет углом опережения зажигания.

Последние задачи возлагаются на датчик(и) температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ может быть несколько).

Конструкция и принцип работы сенсора.

Основой конструкции является термистор – полупроводниковый или выполненный из окисей металлов (кобальта, никеля и др.) терморезистор, с явно выраженной нелинейной температурной зависимостью сопротивления. Измерительный элемент включается в резистивный делитель – напряжение подается на последовательно соединённые постоянный резистор и термистор, с которого снимается полезный сигнал. Изменение сопротивления вызывает отклонения в падении напряжения на термисторе. Это напряжение обрабатывается прибором индикации или аналогово-цифровым преобразователем ЭБУ.

Термистор заключен в металлический корпус, обеспечивающий надежный контакт с охлаждающей жидкостью, и оснащен контактной колодкой для подключения сигнальных электрических проводников.

Конструкторские решения гарантируют получение значительного ресурса работы ДТОЖ и надежности сенсора, однако обеспечить его вечное безотказное функционирование производитель не в силах.

Вместе с тем, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, недорогой детали (ДТОЖ стоит в пределах от 150-200 до 1000-1500 рублей в зависимости для автомобилей различных марок и моделей, года выпуска, производителя устройства), может повлечь серьезные последствия, вплоть до капитального ремонта или замены силового агрегата, цена которого исчисляется тысячами рублей. Соответственно, автовладельцу следует регулярно контролировать его состояние и работоспособность.

Размещение прибора.

Основной задачей измерительного устройства является контроль нагрева жидкости в системе охлаждения с высокой точностью. Зависит ее выполнение от конструкции и того, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Для различных автомобилей и двигателей место установки может варьироваться, но всегда выбирается таким образом, чтобы контролировать именно температуру непосредственно в каналах охлаждения силового агрегата.

К примеру, ДТОЖ устанавливаются:

  • Лада Калина – 2 устройства, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – на боковой части ГБЦ, а подающий сигнал в блок управления – непосредственно на термостате. Аналогичное расположение применяется на многих ВАЗовских агрегатах, в то числе, на ВАЗ 2110-2112 (инжектор).

  • Volkswagen Passat B5 – четырехконтактный (пара контактов используется для сигнала ЭБУ, пара – для прибора на панели) установлен в задней части ГБЦ под патрубком системы отвода картерных газов.

  • Chevrolet Lacetti – в ГБЦ между 2 и 3 цилиндрами, под впускным патрубком.

  • «Народный автомобиль» Lanos – в ГБЦ (с торца, со стороны 4 цилиндра), под катушкой зажигания.

Следует отметить, что расположение не всегда выбрано удобно для проведения работ по диагностике и замене.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости и диагностика.

Нарушения в работе ДТОЖ приводят к неверной информации о нагреве двигателя у водителя и в электронном блоке управления. Соответственно, об отказе измерительного устройства можно судить по следующим признакам:

  • Хаос в показаниях термометра на панели приборов (недостоверный признак при разделенных сенсорах для ЭБУ и указателя температуры);
  • Появление соответствующих сообщений об ошибке на информационном дисплее электронного блока;
  • Проблемы в работе системы охлаждения (в зависимости от реализации возможны такие варианты, как отсутствие запуска вентилятора радиатора, сбои при переходе от малого контура циркуляции к большому и др.);
  • Затрудненный запуск холодного или, наоборот, прогретого двигателя;
  • Перегрев мотора;
  • Увеличенное потребление топлива;
  • Потеря мощности силового агрегата;
  • Высокое содержание примесей в выхлопных газах.

Последние из перечисленных проблем связаны с неверной регулировкой подачи компонентов топливо-воздушной смеси или «ушло зажигание» на основании некорректных сигналов.

Следует помнить, что появление признаков неисправности не говорит однозначно о выходе прибора из строя. Проблемы могут быть обусловлены потерей качества контактов (например, вследствие окисления), нарушением целостности жил или изоляции сигнальных проводников и пр.

Только после того, как другие возможные причины сбоев отвергнуты (после осмотра, чистки контактов и т.д.), проводится проверка непосредственно измерительного прибора.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Чтобы убедиться в состоянии ДТОЖ, согласно документации автопроизводителей и материалам сервисных компаний, допускается проводить диагностику несколькими способами:

  • На основании сообщений системы самодиагностики электронного блока (если такой режим предусмотрен). Коды ошибок и диагностических сообщений приводятся в технической документации.
  • С использованием диагностических приборов и адаптеров для различных марок и моделей автомобилей. Порядок проведения работ, содержание информационных блоков раскрыты в руководствах по эксплуатации оборудования.
  • Прямым измерением параметров.

Последний вариант является простейшим с технической точки зрения. Для такого тестирования необходим минимум оборудования – мультиметр (омметр), нагревательный прибор и термометр (обязательны не всегда).

Проверку проводят либо без демонтажа устройства, либо для снятого с автомобиля датчика. Суть диагностики заключается в измерении сопротивления термистора в различных режимах.

Проверка без демонтажа ДТОЖ.

Проверка производится в следующем порядке:

  • С контактной колодки устройства снимают ответную часть с сигнальными проводниками (потребуется разомкнуть фиксатор);
  • Измеряют сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости на холодном двигателе;
  • Заводят автомобиль и прогревают мотор в течение 10 минут на холостых оборотах;
  • Повторяют замер сопротивления;
  • По разнице величин до и после прогрева агрегата делают вывод о работоспособности устройства.

Измерения проводят мультиметром, включенным в режим омметра. Метод подходит для быстрой диагностики, поскольку особой точностью не отличается.

Видео на примере Daewoo Matiz.

Его главными недостатками являются:

  • Затрудненный доступ к контактам датчика, установленного в системе;
  • Отсутствие сведений о нормальных значениях сопротивления термистора при таком способе измерений.

Несмотря на это, некоторые производители автомобилей рекмендуют пользоваться таким способом проверки. К примеру, в документации Фольксваген описан именно такой вариант диагностики и приводятся сопротивления: при 20 градусах — 2-3 кОм и при прогреве двигателя до нормальной рабочей температуры (82 градуса) 200-400 Ом.

С трудностями доступа можно справиться, если проводить измерение не сопротивления термистора, а напряжения на выходе устройства. В этом случае не потребуется отключение контактной колодки. Однако пользоваться таким методом рекомендуется только людям с достаточным опытом, чтобы не создать критический сбой в работе ЭБУ. Кроме того, необходимо знать величины сопротивления постоянного резистора в делителе и напряжения питания (как правило, используется 5В) для пересчета. Некоторые ресурсы приводят и значения напряжения на выходе. Так для ВАЗ 2110 на холодном двигателе показания вольтметра составят 2 В, а на прогретом – 0.5В.

Диагностика демонтированного датчика.

Если снять датчик с автомобиля (делается это в соответствии с инструкцией по замене), провести измерения будет намного проще, а точность проверки значительно вырастет.

При этом выполняются следующие операции:

  • Наполняется водой емкость небольшого объема;
  • В нее погружается рабочий наконечник прибора, который в нормальном состоянии находится в контакте с охлаждающей жидкостью. Необходимо следить, чтобы вода не залила контакты.
  • В ту же емкость погружается термометр с пределом измерения не менее 100 градусов.
  • Воду нагревают, снимая одновременно показания термометра (в нескольких точках) и измеряя сопротивление термистора.
  • Сравнивают результаты с поверочными таблицами, приводимыми автопроизводителями или компаниями, выпускающими ДТОЖ в технической документации.

На основании сравнения делают вывод о работоспособности прибора иди необходимости его замены.

Видео с инструкциями.

Для измерений берут характерные значения температур. К примеру, для ДТОЖ ВАЗ 2110-2112 проводят измерения для 20, 40, 80 и 100 градусов, где сопротивления терморезистора должны составлять (с погрешностью не более 5%) 3.5, 1.5, 0.332 и 0.177 кОм соответственно.

Подробная градуировочная таблица приводится в документации на Лачетти и Ланос:

Температура, град. ЦельсияСопротивление, кОм
203.51
401.46
600.67
800.33
1000.18

Не на всех автомобилях применяются термисторы, сопротивление которых уменьшается с ростом температуры. Так, терморезистор ДТОЖ на двигателях Renault имеет положительный ТКС (температурный коэффициент сопротивления).

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости.

Если проблему с ДТОЖ удалось диагностировать однозначно, устройство меняют. На любом автомобиле для этого необходимо выполнить схожий набор операций. Иллюстрирует этот факт порядок действий при замене датчика на разных автомобилях.

  • Отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи. Это гарантирует безопасность электрооборудования, прежде всего электронного блока, во время выполнения работ.
  • Слить жидкость из системы охлаждения. Действие поможет избежать потерь антифриза, попадания охлаждающей жидкости на детали двигателя, образования в системе воздушной пробки.
  • Обеспечить доступ к датчику. На Ланосе прибор расположен достаточно удобно, дальнейшим работам практически ничего не мешает. На Ладе Калина для свободы действий следует отсоединить и отвести в сторону воздушный патрубок. На ВАЗ 2110-2112 специалисты советуют снимать воздушный фильтр. На Пассате доступу мешает патрубок ВКГ, который лучше снять. На Лачетти свободный доступ для операций можно получить со стороны днища, для чего вести их лучше на эстакаде или яме.
  • Отомкнуть фиксатор и снять контактную колодку.
  • Ослабить затяжку корпуса ДТОЖ на резьбе. Для этой цели удобно использовать глубокую накидную головку соответствующего размера (в большинстве случаев – на 19). На Volkswagen Passat снять металлическую стопорную скобу.
  • Вывернуть и вынуть датчик.

Установку нового измерительного элемента производят в обратном порядке. При необходимости меняют герметизирующую прокладку.

Видео на примере «десятки».

Несколько простых советов от опытных автомобилистов.

  • В автомобилях с вертикальным расположением устройства жидкость системы охлаждения сливать не обязательно. Достаточно поле поездки уравнять давление в системе с атмосферным (просто открыть и закрыть крышку расширительного бачка), а работы проводить на холодном двигателе – антифриз не потечет.
  • При горизонтальном расположении датчика сливать жидкость также не понадобиться, если при демонтаже быстро закрыть отверстие пробкой (или новым прибором).
  • На резьбу при установке наносится специальный герметик, стойкий к воздействию содержащихся в антифризе веществ. При его отсутствии для замены вполне подойдет герметизирующая фторопластовая лента.

Рекомендую прочитать:

Двухтактный двигатель.
Противоугонные системы для автомобилей: виды, достоинства, цены.
Хонингование цилиндров: что это такое?
Антифриз красный, зеленый, синий - в чем разница?

Дата последнего обновления: 08 Январь 2018.   Комментарии: 0.    Размещено в Автоазбука

Оставить комментарий или два

Autoepohc