Антифриз красный, зеленый, синий — в чем разница?

Сегодня на прилавках автомагазинов можно встретить десятки марок антифризов с различными характеристиками. Отличаются они не только свойствами, но и цветами, представляя всю гамму оттенков синего, зеленого и красного. У автомобилистов справедливо возникают вопросы – в чем принципиальная разница между жидкостями разных цветов, и какую из них лучше использовать для охлаждающей системы автомобиля?

Состав и свойства.

Антифриз (от англ. antifreeze – незамерзающий) – общее название жидкостей, применяющихся в системах охлаждения автомобильной техники и других транспортных средств.

Такая автохимия должна иметь определенные физические свойства:

  • Высокую теплоемкость для надежного отвода тепла от нагретого до высоких температур двигателя;
  • Высокую теплопроводность для обеспечения соответствующей скорости теплообмена;
  • Необходимые для соблюдения условий эксплуатации температуры кипения и замерзания (для современных двигателей верхний предел должен превышать +150 градусов, а нижний зависит от климатических условий – например, для средней полосы России рекомендуется температура замерзания ниже -40 градусов).

Достигается выполнение этих требований за счет использования в составе:

  • основы с соответствующими свойствами (например, этиленгликоль обладает необходимыми теплоемкостью и теплопроводностью, кипит при температуре около +200 и замерзает при -12.3 градусах);

  • присадок, корректирующих параметры и придающих дополнительные свойства.

В качестве присадок используются органические и неорганические вещества, которые также влияют на работу системы охлаждения в целом. К ним относятся:

  • силикаты;
  • нитриты и нитраты;
  • фосфаты;
  • соли борной кислоты;
  • карбоксилы и прочее.

Классификация антифризов.

Сегодня единый международный стандарт для антифризов пока не принят. В силу этого производители автохимии из различных стран руководствуются собственными национальными стандартами при их выпуске. К примеру, в России действует ГОСТ 2808489 (ему соответствует, например, «Тосол»), в США используются стандарты SAE J 1034 и ASTM D 3306, в Японии — JIS K2234. Все они устанавливают разные нормы и требования, что вносит серьёзную путаницу в классификацию.

В качестве промежуточного решения проблемы компании-производители, эксперты и автомобилисты используют классификацию, принятую концерном Volkswagen.

В соответствии с ней различают 3 класса антифризов.

Антифризы G11.

Варианты обозначения на упаковках — G11, Traditional coolant или
Conventional coolants, IAT (Технология неорганических кислот).

Эти охлаждающие жидкости производится по классической технологии и имеют в составе:

  • этиленгликоль (93% и более);
  • неорганические присадки, чаще всего силикаты, обеспечивающие не только необходимые тепловые свойства, но и защиту элементов системы охлаждения от коррозии (3-5%);
  • дистиллированную воду.

Присадки не обязательно содержат только силикаты, они могут быть представлены комбинацией различных неорганических соединений.

Главное достоинство таких добавок — создание на внутренней поверхности элементов системы защитных пленок, предотвращающих механические повреждения и значительно снижающих интенсивность коррозионных процессов.

Имеются у такой защиты и недостатки:

  • ухудшение теплопроводности узлов системы охлаждения;
  • нарушение целостности защитного слоя (разрушение пленок и выпадение осадка) из-за перепадов температур и механических воздействий (вибраций);
  • повышенная концентрация механических частиц в потоке охлаждающей жидкости, что может привести к ускоренному износу оборудования и закупориванию каналов.

Чтобы избежать негативных последствий автопроизводители, создатели автомобильной химии и эксперты рекомендует менять такой антифриз не реже одного раза в два года.

Охлаждающие жидкости G12, G12+, G12++.

Варианты обозначения на упаковках — G12, Carboxilate coolants, OAT (технология органических кислот).

Их появление обусловлено попыткой компаний, выпускающих антифризы, избавиться от недостатков традиционных силикатных присадок, сохранить основную технологию производства.

Соответствующим образом изменился состав – в этиленгликолевую основу добавлены карбоксилатные присадки — органические кислоты и их соли.

В результате защитные пленки на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются только в тех местах, где есть повреждения и начинает развиваться процесс коррозии. За счёт этого достигнуто:

  • улучшение теплоотдачи;
  • продление срока службы жидкости до 3-5 лет (максимум фиксируется при использовании готового заводского продукта и заливке его в чистую систему).

Главный минус — снижение уровня коррозионной защиты, поскольку присадки работают только на уже пораженных участках.

Для устранения этого недостатка производители начали выпуск антифризов по модифицированным технологиям:

  • Гибридной – G12+ (Hybrid coolants, HOAT). В состав кроме карбоксилатов вводятся традиционные неорганические присадки – силикаты, нитриты (распространено в США), фосфаты (используют японские компании).
  • Лобридной – G12++ (Lobrid coolants, SOAT coolants). Первые такие жидкости появились на рынке в 2008 году и используют комплекс органических и новых неорганических соединений в качестве присадок.

Антифриз G13.

Первые продукты от этого класса (G13) были выпущены в обращение в 2012 году. Его основным отличием является использование в качестве основы пропиленгликоля, заменившего токсичный этиленгликоль. По свойствам эти жидкости аналогичны с антифризам G12++, но являются экологически безопасными.

Немного о цвете.

Очень важно! Цвет антифриза не относится к обозначению его класса или свойств!

Более того, одинаковый цвет могут иметь продукты различных компаний, кардинально различающиеся по характеристикам.

Поскольку единого стандарта на эти жидкости нет, производители могут применять любые красители для дополнительной маркировки своей продукции. Это делается с целью повысить маркетинговую привлекательность продукции (основы охлаждающих жидкостей – бесцветны), предупредить потребителя об опасности для здоровья и облегчить поиск мест возможных протечек.

На этом основаны некоторые практические нюансы использования антифризов.

  • Доливать жидкости по принципу «зеленый к зеленому» нельзя категорически! Если необходимо восстановить уровень жидкости при незначительном понижении (не более 200 мл) оптимальное решение – использовать дистиллированную воду. Как правило, такой расход связан именно с испарение воды, и ее доливка восстановит состав и не нарушит концентрацию присадок.

При более значительных потерях (например, вследствие утечек при пробое радиатора) рекомендуется полностью заменить охлаждающую жидкость. Для этого необходимо слить из системы старую, промыть магистрали и элементы водой и заливать новый антифриз. Цвет при этом значения не имеет!

  • Не рекомендуется смешивать разные антифризы. Даже продукты, относящиеся к одному классу, у различных компаний содержит разные наборы присадок. При смешивании они могут потерять свои свойства, что повлечет за собой проблемы в системе охлаждения.

При крайней необходимости можно проверить совместимость охлаждающих жидкостей. Для этого небольшие количества их смешивают в отдельном сосуде. Если при этом не изменяется консистенция, не появляется осадок и не наблюдается бурных химических реакций, возможно совместное использование этих жидкостей (например, доливка одной в систему, заполненную другой). Цвет при этом также не играет никакой роли.

При полной замене жидкости в системе охлаждения приобретать ее следует, руководствуясь не цветом, а рекомендациями завода изготовителя (или отдать предпочтение универсальным классов G12 или G12+). При этом, сливая старую, необходимо обратить внимание на прозрачность и наличие частиц примесей. При значительном количестве хлопьев придется провести промывку системы водой, чтобы полностью удалить накопившийся осадок. В противном случае, возможна реакция присадок с входящими в его состав веществами, что негативно повлияет на свойства антифриза и ухудшит его теплоотводящие и защитные свойства.

Видео.

Рекомендую прочитать:

Что означает маркировка шин?
Что такое ГУР?
Что такое датчик кислорода (лямбда-зонд)?
Срок службы аккумулятора автомобиля - что влияет и как продлить.

Дата последнего обновления: 15 Январь 2018.   Комментарии: 12.    Размещено в Автоазбука

К записи оставлено 12 коммент.

Тут даже дело немножко в другом. Я бы поделил антифриз на отечественный и импортный. До недавних пор ездил на Вазе и мне как то было все равно какой антифриз заливать. Морозов сильных не было. Теперь у меня немец. Пришлось изучать разную литературу. Потому ,что оказывается , если залить в машину отечественный, то машинка моя может и не завестись. Сначала я думал, что по цвету можно определить температурный режим, но оказывается многие компании используют той или иной цвет для поддержания марки своей фирмы.

Про красный антифриз верно подмечено, очень агрессивно относится к алюминиевым деталям. Если кому то любопытно, посмотрите какие изменения происходят при замене водяного насоса, на самом насосе.
Насчет присадок тут двоякое мнение, ни кто не застрахован от того, что с течением времени — эти присадки не выпадут в осадок и не забьют всю систему охлаждения. Особенно если это продукт неизвестного бренда.
Лучший вариант: Надежный магазин, известный бренд, контроль уровня жидкости.

Как по мне разницы между цветами никакой, главное, чтобы вместо антифриза была не вода,я сама неоднократно пробовала разных цветов. И даже несколько раз смешивала цвета, плохого ничего не случилось.Вот разница в импортном и отечественном антифризе есть, я сторонник отечественного, и импротным всегда случались казусы.
А вот с тем что менять антифриз нужно хотя бы раз в 3 года я столкнулась, началась коррозия

Совсем недавно нам с мужем предстояла задача выбрать подходящий антифриз для нашей машины. Изучили массу информации, смотрели видео- напутствия и решили выбрать таки импортный вариант. Вышел он дороже, но зато мы остались довольны результатом на все 100 %. Большой сложности в выбора антифриза нет, главное не экономить сильно, ведь от этого зависит «здоровье» вашей машины. Замена антифриза требуется не часто, поэтому эти вложения быстро окупаются.

Было дело, мы вообще не знали какого цвета в бу-машину был залит антифриз. На первых парах заливали желтый. Как нам объяснили, именно желтый антифриз считается нейтральным к остальным цветам и не убьет систему. При первой возможности, конечно, все слили, промыли и залили рекомендуемый. Благо разбираться во всех типах и марках антифриза сегодня не обязательно. Чтобы узнать номер нужно всего-навсего открыть сервисную книжку.

Ну воооот. И снова все про цвета да про G. А если у меня машина не VАG, то как выбирать то антифриз… цвет смотреть что ли?…

На цвета вообще не нужно обращать внимания.
Нужно смотреть допуски по маркам машины. Например у Coolstream их невероятное количество. И даже на российских заводах многие заливают. Европейское качество российского производства. Очень достойный продукт в своей нише

Я вот тоже себе Coolstream заправляю в машину. Для моего Ford Focus у них есть официальный допуск на залив Coolstream Premium. Езжу на нем уже более 6 лет и полностью доволен его качеством!

Я на фольцвагене езжу и никогда не стал бы рисковать и смешивать антифриз, себе дороже….у меня с завода залит Coolstream G13, 1,5 года езжу и проблем нет, по ценнику, я посмотрел, он довольно доступный, так зачем «извращаться», если сейчас все доступно?! Я вообще считаю, что заливать надо только то, что рекомендовано от автопроизводителя

Я в свой автомобиль заливаю G12, и пока всем доволен. Его, кстати, можно заливать в любое авто, хуже точно не будет, хоть и стоит он дороже – я качественный беру.

У меня лично Лада Шестерка 1996 года, я пользуюсь ТОСОЛом, и пока что никаких нареканий нет. Для таких автомобилей это самое оно

У нас в семье все ездят именно на g13, очень не плох, для старых немецких авто вполне подходит, хотя у нас не совсем немецкая, а из семейства WV. Стоимость может и большая, но для кого как, а так для VAG подходит. Если у вас автоваз — машина думаю не очень прихотлива.

Оставить комментарий или два

Autoepohc